str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Краков. Казимеж.

Чтобы ходить по Казимежу, нужен был или экскурсовод, или хороший путеводитель. У нас не было ни того, ни другого, поэтому мы увидели не всё из того, что следовало бы, и недостаточно знали о том, что видели. Пришлось восполнять пробелы с помощью интернета. Текст практически полностью взят из путеводителя по Кракову и с сайта Владимир Лазарис (ВЛ), на котором замечательны и фотографии, и слова. Я не посмела приводить его полные цитаты, потому что не имею права на его эмоции и авторскую интонацию, мы в Казимеже только туристы с довольно поверхностным взглядом.
Краковский Казимеж - особое христианско-еврейское место. Сегодня это один из районов Кракова, но до 1800 года он был отдельным городом, окруженным Вислой. Были у города и оборонительные стены, почти не сохранившиеся до наших дней, и своя ратуша, и т.д. После утраты Польшей независимости в 1800 году, когда эта часть Польши перешла к австрийцам, город был объединен с Краковом.


    Город Казимеж был основан в 1335 году королем Казимиром Великим, с именем которого и связано его название. В изначально христианском городе с конца XV века стали поселяться евреи, и постепенно город превратился в еврейский пригород Кракова, что наложило отпечаток на его архитектуру.
Наш произвольный маршрут начинается от новой достопримечательности Кракова - памятника собачей верности (там, где кончается улица Smocza).

До недавнего времени в Европе было лишь два памятника собаке: в Швейцарии - в честь собаки-спасателя, и в Эдинбурге - в память собаки, которая спасла монастырь от пожара. Теперь появился третий - в Кракове.
    Это памятник собачей верности. Пёс по кличке Джок целый год ждал на Грюнвальдском кольце (rondo Grunwaldzkie - транспортная развязка в Кракове) своего хозяина.
    По информации Ассоциации друзей животных Кракова, его хозяин, вероятно, скончался от сердечного приступа в тот момент, когда проезжал на машине по этой площади. Пес практически жил на площади в ожидании хозяина девять месяцев. Он стал любимцем жителей окрестных домов.
    Работники коммунальной службы пытались была пристроить его в приют для бездомных собак, но Джок не давался им в руки. Взрослые и дети приносили ему еду. Через год Джок все же сам выбрал себе новую хозяйку - старую учительницу географии Марию Муллер. Когда же и она умерла, Джока передали в собачий приют, откуда он сбежал и бросился под поезд.
    Памятник скульптора Бронислава Хромого (Bronislawa Chromego) выполнен из песчаника поставлен в 2001 году. К вам протягивает лапу собака в окружении заботливых человеческих рук.
По набережной Вислы   выходим к костелу св. Михаила и Станислава на Скалке (Sw.Michala i Stanislawa na Skalce), который принадлежит находящемуся рядом монастырю Паулинов.
Скалка - это небольшое взгорье на берегу Вислы, на котором ещё до XI века был культовый центр вислян (проживавшей здесь народности). В XI веке здесь была построен небольшой романский костел, который в 1079 году стал свидетелем одного из известнейших и загадочнейших убийств в истории Польши.
    Легенда гласит, что польский король Болеслав Смелый обрёк краковского епископа Станислава из Щепанова (Stanislaw z Szczepanowa) на смертную казнь: во время ссоры король попросту отрубил епископу голову мечом. Затем тело было вынесено на улицу и разрублено на куски.
Останки мученика были выброшены в пруд неподалёку от костёла; другая легенда утверждает, что их сбросили в Вислу. Как бы там ни было, похоронили его в костёле на Скалке, и через 10 лет в 1089 году останки перенесли на Вавель.
    Самое главное, что по легенде тело, разрубленное на части, вновь чудесным образом срослось. И в этом виден символ судьбы всей Польши: раздробленное на части государство вновь соединится в одно целое. В 1253 году Станислава канонизировали, и с тех пор, благодаря символичному воссоединению, он считается покровителем Польши.
В память о том событии в день св. Станислава (8 мая) от Вавеля к Скалке проходит процессия во главе с примасом Польши. Оригинальный памятник святому находится перед костелом, в центре небольшого пруда.


 Здание монастыря было построено в 1751 году архитекторами Антони Мюнтцером и Антони Солари. В подземелье костела находится Национальный пантеон.
Стройно-белый костел Св. Бернардина поляки сожгли в середине XVII века своими руками, чтобы он не попал в руки наступавшей шведской армии, и спустя несколько лет отстроили заново, придав ему нынешний барочный вид.

Костел отличается великолепной акустикой, поэтому в нем часто проводят органные и камерные концерты.

Ну не могу же я пройти мимо красивого сада. Еще и замечательное выражение услышала: монастырский сад - это отражение рая.

Идем  дальше от Вислы по улице Skaleczna (Скалечна).

 На левой стороне улицы стоит  монументальный костел св. Катажины (Sw. Katarzyny) при монастыре Августианов. Его здание видно и от памятника св. Станислава.

Костел св. Катажины был заложён королём Казимиром Великим (Kazimierz Wielki) во искупление греха - за убийство ксёндза Марчина Барычки (Macin Baryczka) в 1349 году. Имевший горячий темперамент и бесчисленных любовниц Казимир настолько погряз в пороке, что его упомянул в своей проповеди краковский епископ Бодзанта (Bodzanta). Король разгневался на епископа, а несчастного Барычку, который и передал ему слова епископа, приказал посадить в мешок и выбросить под лед на Вислу.  Останки ксёндза потом выловили простые люди и похоронили в костеле Св. Катаржины.
  На самом деле строительство началось ещё в 1343 году, и продолжалось до начала XVI века.
  Здание костёла - одно из прекраснейших творений готической архитектуры. В первой половине XIX века из костёла сделали склад, просуществовавший там до второй половины XIX века, когда костёл вновь вернулся к своему предназначению и был обновлён.  Монастырский орден в 1950 году был распущен, и только в 1989 году костел вновь перешел к нему.
    Орган костела считается самым лучшим в Кракове. В костеле готовились к телевизионной съемке, поэтому удалось сфотографировать только несколько фрагментов интерьера. И это нам еще повезло: когда нет служб, этот костёл закрыт.





Вот эти очаровательные дамы направляются как раз к костелу.

Пересекаем Краковскую улицу – и мы  на Рыночной площади Казимежа. Сейчас она называется plac Wolnica (плац Вольница).   Главное здание здесь, конечно, ратуша. Сооружена она была в 1414 году, затем неоднократно перестраивалась почти в течение 200 лет, когда наконец приобрела вид, близкий к современному.
    В свое время она находилась в центре большого рынка, размером 195х195 метров. Но после того, как часть площади была застроена и осталась лишь ее половина, ратуша оказалась стоящей в конце площади. Вид, который открывается на неё с этой стороны придал ей в 1875-1877 годах архитектор Филип Покутыньски (Filip Pokutynski).
    Ратуша выполняла свои функции до 1791 года, пока город не вошёл в состав Кракова.

    С 1947 года в ее здании находится Этнографический музей со множеством экспонатов из жизни простых людей в южной Польше. Опять мои сожаления: из всех музеев я сейчас выбираю этнографические, но в этот не попали.
А в дальнем конце площади стоит очень лиричный фонтан «Три музыканта». Его сделал тот же старейший польский скульптор Бронислав Хромый, который подарил согражданам «Вавельского дракона» и памятник псу Джоку, помните?

Площадь живет своей повседневной жизнью, готовится к фестивалю пива

а наутро народ уже его распивает и видно, что с большим удовольствием

Украшает ансамбль рыночной площади возвышающийся над ней величественный костел Тела Господнего (Bozego Ciala). Основателем костела был сам король Казимир Великий. Строительство началось в 1340 году и продолжалось до начала XV века.
Костел, выходивший на рыночную площадь, главную площадь города, просто обязан быть великолепным. Он действительно огромный и очень красив внутри. Барочный интерьер готическая постройка получила в XVII и XVIII веке. Алтарь огромен, а резные скамьи для духовенства великолепны.


 Мы подошли к границе «еврейского города». Она проходила по пяти улицам: Miodowa (Мёдова), Sw.Wawrzynca (св.Вавжиньца), Waska (Вонска), Jozefa (Юзефа) и Bozego Ciala (Божего Чала). Здесь пять веков рождались, жили и умирали многие поколения краковских евреев, поэтому в Казимеже больше синагог, чем католических костелов.  До наших дней сохранилось шесть синагог.   В канун Второй мировой войны в Кракове жило 65.000 евреев, составлявших почти четверть населения города. В 1940 году большую часть депортировали в лагеря, меньшую заперли в гетто.  Оставшееся еврейское имущество было разграблено. Сегодня в Кракове насчитывается несколько сот евреев из нескольких тысяч во всей Польше.
 В Казимеже и в близлежащем районе Podgorze (Подгуже) снимались сцены для фильма Стивена Спилберга "Список Шиндлера".
«Долгие послевоенные годы квартал находился в полном забвении и запустении, пока кто-то не понял, каким потенциалом обладает это место. И тогда начались реставрационные работы, восстановление старых синагог, изучение истории Казимежа и его популяризация. Потом туда потянулись владельцы галерей и рестораторы, а дальше пошел нескончаемый поток туристов со всего мира…» (ВЛ)
Прежде всего это, конечно, сами евреи. Они приезжают на выходные из Европы и даже из Израиля. Старые евреи привозят сюда молодёжь, чтобы показать, откуда идёт их история.
    На деньги богатых евреев и проводятся реставрационные работы. В самом Казимеже проживает от силы полторы сотни евреев, так что вся эта красота - исключительно для туристов.
Практически все здания в этом районе, как и во всех центральных районах Кракова, объявлены историческими, и почти невозможно получить разрешение архитектора на их переделку. Всё,  что официально можно себе позволить - перекрасить фасад.  Многие евреи, уехавшие по разным причинам из Польши, по сей день являются официальными владельцами домов в Казимеже, и их дети по наследству получают право на недвижимость, даже сами не зная об этом. Поэтому есть риск сделать ремонт и потом узнать, что у дома есть владелец, которому должно быть возвращено здание. Именно поэтому улицы выглядят так, как они выглядят. Но шарм этого квартала именно этим сочетанием иногда сильно обшарпанных фасадов – и прелестных кафешек, разноцветных домов, переплетением улиц и переулочков.









В конце улицы Waska ("Узкая") видим первую на нашем пути достопримечательность еврейского Казимежа - Высокую синагогу (ul. Jozefa 38). Это серое здание со стеклянной крышей.

Высокая синагога была третей в Казимеже, после Старой и Новой (Рему). Построена она между 1556 и 1563 годом. Название синагоги происходит от того, что молельный зал в ней находится на втором этаже. Такое нетипичное расположение продиктовано соображениями безопасности, т.к. синагога находилась у ворот еврейского города, в месте, где всегда было оживлённое движение и толпы народа, а кроме того, в те времена недалеко от неё находились христианские имения. Впрочем, есть и другое объяснение - когда синагога начала действовать, на первых этажах здания находились магазины.
    После второй мировой войны синагога находилась в запустении. С 1966 года её поддерживает Мастерская сохранения памятников. Еврейская гмина в Кракове борется за получения прав на здание и склоняется к тому, чтобы в будущем отдать синагогу Историческому музею Кракова, чтобы устраивать в ней выставки, посвящённые истории евреев в Кракове.
    Сегодня внутри остались лишь фрагменты давнего оформления: каменное обрамление алтарного шкафа на восточной стене, и остатки росписей стен с текстами молитв, открытые при реставрации в 60-х годах.
На соседнем доме надпись на иврите свидетельствует, что здесь изучали Тору и Талмуд взрослые члены еврейской общины. Этот дом можно увидеть  в «Списке Шиндлера». К сожалению, нашего собственного фото нет, можно посмотреть у Владимира Лазариса.
От Высокой синагоги мы идём по улице Юзефа (Jozefa). Дойдя до конца улицы, поворачиваем налево и выходим на площадь. Хотя на самом деле она называется улица Шерока (ul. Szeroka), но по размерам больше напоминает маленькую площадь, чем широкую улицу.
У нас за спиной находится Старая синагога, к которой ведёт широкая лестница.

Синагога, называемая Старой (Synagoga Stara, ul. Szeroka 24), действительно является старейшей в Польше. Ее построили в начале XV века в стиле пражских и немецких синагог.

В 1941 году, когда немцы перевели евреев в гетто, в синагоге был устроен склад; внутренне убранство было уничтожено и разграблено. В конце 1944 года рухнули опоры.
    В 1956-59 годах синагога была отреставрирована и переоборудована под музей. В бывшей синагоге размещается Отдел истории и культуры евреев.
Экспозиция музея рассказывает о жизни в довоенном Казимиже, здесь собраны предметы еврейского обихода, представлены фотографии начала века, национальные костюмы. Имеются также пояснения - что для чего служит, описания праздников (на польском, английском и немецком языках).
    Стены в обновлённых залах покрыты штукатуркой, однако в одном из них она кое-где снята, и можно увидеть фрагменты оригинальной росписи.
Мы возле Старой синагоги. Рядом ресторан Avenue. Трудно себе представить, но это бывшая синагога Reb Arons Klaas. Построена в 1815 году. Во время войны была разрушена, потом в ней находилась столярная мастерская, в 70-е годы здание полностью перестроено.

А  возле этого дома находилась синагога на Горке. Богатый и благочестивый купец по имени Моше Екелес построил ее для своего зятя – прославленного каббалиста Натана-Неты Спиро, но в 1941 году немцы ее взорвали.

На этой площади расположен ресторан «Рубинштейн» (на снимке самый высокий дом с мансардами), названный в честь королевы косметики Елены Рубинштейн, которая родилась в соседнем доме, получив от родителей имя Хая.

Еврейский ресторан-кафе «Ариэль» занимает сразу три дома, а пятиконечная звезда между окнами второго этажа преспокойно уживается с шестиконечной на окне первого этажа.

На другом конце площади за автостоянкой проглядывает небольшой сквер, слева от которого находится синагога Рему (Synagoga Remu, ul. Szeroka 40)  с одноимённым кладбищем. Синагога немного в глубине, фото ее не получилось, но найти его несложно. История этого уникального ансамбля еврейской архитектуры и сакрального искусства уходит корнями в первую половину XVI века. И сегодня он является центром религиозной жизни краковских евреев. В синагоге проходят субботние и праздничные службы, а на кладбище приезжают евреи со всего света, чтобы помолиться над могилами известных краковских раввинов.  Это вторая синагога, появившаяся на Казимеже после Старой, а потому иногда зовётся Новой. Построена она в 1553 году Израилем бен Юзефом (Izrael ben Jozef). Судя по размеру здания, скорее всего оно было молельным домом для узкого круга семьи и друзей основателя.
    Сегодняшние архитектурные формы синагога приобрела в результате капитального ремонта 1829 года. В период гитлеровской оккупации в 1939-45 годах в синагоге размещался склад непромокаемых мешков для трупов, а также склад оборудования для пожарной охраны (который остался и после 1945 года). Ценные предметы культа, да и сама синагога, были разграблены.
    После окончания войны синагогу вернули Еврейской гмине и благодаря её усилиям в 1957 году она была отреставрирована. Многие детали внутреннего оформления, утраченные во время войны, были заботливо восстановлены.
    Сегодня синагога Рему является одной из регулярно действующих молелен краковских евреев, а потому её внутреннее оформление носит явно функциональный характер - черта, которой не встретишь в других оставшихся краковских синагогах.
Рядом с синагогой Рему находится памятник, но я так и не нашла, в честь кого он установлен. И все стараются сфотографироваться на скамье
Спасибо mishel2910. Это Ян Карски. Праведник мира (http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer8/Duhin1.php)

Это стена кладбища, где евреев хоронили триста лет подряд, оно стало самым большим собранием могильных плит и надгробий во всей Польше и избежало вандализма нацистов только потому, что столетием раньше, когда Краков оккупировали австрийцы, евреи зарыли в землю могильные плиты, чтобы уберечь их от осквернения. Только фото сделано с противоположной от входа в синагогу стороны. Кое-где в стену вмурованы остатки могильных плит.



При выходе с площади-улицы Шерока собраны вывески еврейских лавок былых времен. Установив под ними створки старых дверей, дизайнеры назвали эту уличную выставку «Однажды в Казимеже».



Дом Ландау или Дом Йорданов (польск. Dom Landauów, Kamienica Jordanów) — архитектурный памятник, который находится на пересечении улиц Шерока, 2 и Мёдова, 41. В позднем средневековье на этом месте стояли два отдельных дома. В 1890—1892 годах эти дома были соединены собственником Л. Ландау в единое здание в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Максимилиана Нича. При перестройке была снесена задняя часть домов при сохранении внутренней планировки. В 1932 году был изменён фасад здания. До настоящее времени во внутреннем дворике сохранились оригинальные деревянные веранды XIX века.
В здании располагается клуб «Kuźnica» и еврейский книжный магазин «Jarden».

На стыке улиц Мёдова (Miodowa) и Подбжеже (Podbrzeze) находится  новейшая казимежская реформистская синагога «Темпль» (что по-немецки значит "святыня"),  построенная в конце XIX века. Ее фасад украшают десять заповедей на иврите, что не помешало немцам превратить синагогу в склад и конюшню, но хотя бы сохранилось само здание. Правда, службы там нет уже с 70-х годов прошлого века. Синагогальное помещение используется для концертов и фестивалей.



Совсем не знаю, где сфотографирован этот барельеф, скорее всего, на улице Подбжеже (Podbrzeze).

По нашему разумению, мы осмотрели основные достопримечательности и отправились просто слоняться и глазеть по сторонам, «шагать», как говорят поляки.



Это вообще рядом с домом, в котором мы жили.

Все экскурсии оканчиваются на площади, «которую официально называют Новой, но в народе она давно известна как Еврейская (плац Жидовски). Стоящая в центре ротонда, которая по-польски называется «окрагляк» (почти округляк), служила еврейской общине местом ритуального убоя птицы вплоть до прихода немцев. Она окружена торговым залом из 310 киосков, где продают все, что жарится, варится и печется. Говорят, только на Еврейской площади продают лучшие запеканки в Польше, и не съесть такую запеканку – все равно, что приехать в Ирландию и не выпить «Гиннес»». (ВЛ) И запеканки (это огромный бутерброд с разными начинками, запеченный в духовке) мы не съели, и фотографий на Новой площади не сделали…
Но как оказалось, главного не почувствовали, задумалась, только когда прочитала у ВЛ: «Печаль охватывает с первых же шагов по мостовым этого квартала, где евреев больше нет. Сначала их убили всех до одного, потом присвоили их дома и имущество, а потом превратили Казимеж в доходное туристическое предприятие, которое рекламируется по всему городу под названием «поездка по старому еврейскому гетто».
Это место населено привидениями. Они никуда не делись, и все еще живут в своих домах, молятся в своих синагогах, сидят в своих лавках, учатся в йешивах, ходят друг к другу на свадьбы, бар-мицвы и похороны. Это – добрые привидения, которые никого не обидят и не испугают. Они даже рады, что новые хозяева не сравняли с землей их дома и синагоги, а привели их в порядок. Ну что с того, что внутри синагог не осталось никаких следов былого интерьера и утвари, а некоторые превращены в музеи. Привидениям это не мешает – в их мире нет никаких перемен».
А ведь Калининград тоже населен привидениями…
Tags: Краков, Польша, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments