str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Юодкранте. Гора ведьм

Может быть, я просто не знаю о существовании такого каталога - путеводителя - сборника легенд. Если его действительно нет, то его надо придумать, богато иллюстрировать и успешно продавать. Ну право же слово, обидно ходить по тропинкам Горы ведьм, дивиться на скульптуры и вспоминать отрывки из обрывков рассказов экскурсоводов. Литовцам, конечно, легче, но мы-то тоже хотим знать о том, что видим. Оказалось, что и в интернете этих историй негусто.
Гора ведьм начинается с указателя.


"Гора Ведьм, Raganu kalnas – сакральное место, известное с давних времен. Место РаганасУ калнас считалось священным еще у древних племен куршей и самбов. Поклонение их идолам и богам после прихода крестоносцев в 1255 году стало запретным, но место продолжало оставаться священным для людей, исповедующих ведические культы.
Здесь, под сенью вековых сосен, издавна праздновался праздник Йонинес (ночь на Ивана Купалу), во время которого праздновавшие пели-танцевали ночь напролет, прыгали через костер да искали цветок папоротника. Ночью с горы лихо скатывали бочки с горящей смолой. Говорят, это место привлекало не только людей: здесь собиралась на шабаш и местная нечисть…
Сегодня на горе Ведьм перед глазами путешественника предстает сказочный мир: его населяют духи, ведьмы, черти и герои легенд Неринги. Во время пленэров в течение нескольких летних сезонов 1979–1981 гг. народными мастерами была создана экспозиция дубовых скульптур, сперва появилось 25 изваяний персонажей литовских сказок и сказаний. В 1988 году к сказочному  «войску» добавилось еще 12 скульптур. Следующая «партия» была изготовлена на стыке XX и XXI столетий, в 1999–2002 годах. Сейчас на горе находится всего около 80 скульптур, расположенных вдоль прогулочной тропы." (Наталья Плыткевич, редактор портала wildlife.by. https://wildlife.by/recreation-and-tourism/presentations/mesto-sily-gora-vedm-na-kurshskoy-kose/)
Идея создания этого собрания добрых и зловещих духов на горе, месте особом, где чувствуется грань мистического и реального мира, принадлежит Йонасу Станюсу — лесничему Юодкранте.
Все скульптуры созданы по проекту скульптура Сергея Шарапова и архитектора Альгимантаса Насвитиса.
Путешествие в сказку начинается, идем строго по указателям:)

На горе даже лес сказочный, мрачноватый, с огромными елями, до земли опускающими бахрому своих лап.
Если подвигать рычаги с рыбами, то двигаются глаза идолища.

Дальше весь текст взят отсюда: http://za7verst.ru/blog/kurshskaja_kosa_chast_3_gora_vedm_gorod/2014-06-19-214 Мои слова будут написаны курсивом.

"Сказочник (Pasakorius) оказался на Горе ведьм за свою непокорность. В древние времена ходил старичок по городам и весям, рассказывая всякие страшилки о нечистой силе. Узнал об этом бог Пяркунас и повелел развлекать его сказками всю ночь. И если при этом бог не уснет, то наутро подарит дедушке целый мешок золота. Но Сказочник отказался от предложения, так как не хотел делиться своими историями по приказу. Пяркунас впал в ярость и пронзил свободолюбца своим взглядом, который в мгновенье отбросил старика на Гору ведьм. С тех пор сидит он в лесу, нашептывая сказки тем, кто забредет в волшебный лес глубокой ночью.

А вот и сам Пяркунас - верховное божество в языческом пантеоне балтийских народов. Он грозен, но справедлив. Карает преступников и заботится о нравственном здоровье населения.  Пяркунас властвует над водой, пробуждая и оплодотворяя ею землю с приходом весны.
Вообще-то выглядит довольно добродушным...

Эта скульптура меня поразила тем, что она воплощает женское естество, невероятно пластичное его изображение.
Родилась в семье князя Карвайтиса дочка и назвали ее Неринга. Стала она расти и умнеть не по годам. Покровительствовала ей сама богиня судьбы Лайма. В восемнадцать лет девушка превратилась к прекрасную великаншу и стала своей силой людям помогать: спасала из шторма рыбацкие суда, вытаскивала застрявшие в песке телеги и др.
 Скульптура Рождение Неринги вырезана из большого дуба. Она изображает малышку, качающуюся на морских волнах под ласковым солнцем.
Башни символизируют богатство и мощь княжества его отца.

"Дочь князя Карвайтиса Неринга обладала силой необыкновенной: то легко из бушующего моря лодку достанет, то телегу, забуксовавшую в песке, вытащит играючи. Много сваталось к ней парней, да только она пообещала выйти замуж за того, кто перебросит камень через залив до замка Вентес. Такой юноша – по имени Наглис – нашелся и стала Неринга его невестой. Осерчал на Нерингу бог Бангпутис и поднял тогда страшную бурю. Нелегко пришлось тем, кто вышел в море. И Неринга сжалилась над рыбаками: сыпанула из подола песка – и отделила бушующее море от залива. Так образовалась Куршская коса." (из Наталья Плыткевич)
А вот зримый образ подвигов Неринги.



Скульптура Дракон также связана с легендами о Неринге. Когда небо затягивалось тучами, великанша распускала свои косы и подметала волосами небесные своды, помогая солнцу выйти из-за облаков. Заметил красавицу дракон и пожелал ее в жены. А получив отказ, злодей стал топить рыбацкие судна. Он так бушевал, что в головы местных жителей стали приходить предательские мысли - уж пусть бы девушка согласилась выйти замуж за чудовище. На защиту Неринги вышел великан Наглис. Он сразился с драконом и победил. А вся история счастливо завершилась свадьбой полюбивших друг друга благородного парня и прекрасной девы.

Скульптура Гибель Неринги напоминает о печальной легенде. Красавица-великанша с любимым супругом счастливо правили своим народом. Благополучие царило в их государстве. Но пришли с запада и юга воины в доспехах, на лошадях и разорили литовскую землю. Защищая страну, погибла Неринга и все ее родные.

Скульптура 12 братьев - черных воронов. Было у одного короля 12 сыновей и дочка Эленуте. Став вдовцом, мужчина собрался вновь женился. Невеста оказалась ведьмой и поставила жестокое условие - жених должен был сжечь всех сыновей и подарить ей пепел своих детей. Но отец решил пойти на хитрость и прислал ведьме собачий прах. Когда после свадьбы обман был раскрыт, то разгневанная мачеха обратила братьев в воронов.
Когда Эленуте подросла, она отыскала своих братьев на Горе ведьм. Чтобы спаси их от заклятья, она дала обет молчания на 12 лет. Молчаливая девушка вышла замуж, но счастья не было. Мачеха-ведьма решила ее извести, как и братьев. Злодейка потребовала сжечь падчерицу. И когда огонь разгорелся, то прилетели 12 воронов и погасили его. Обернулись черные птицы в добрых молодцев. Добро победило. А ведьма сама оказалась на костре.

В XVII-XVIII веках Куршская коса потеряла свои богатства - обширные леса. Их вырубили, оголив косу всем ветрам. В результате в течение 80 лет под песком исчезли 14 деревень. Была опасность, что пострадать может даже порт Клайпеды. Ситуация изменилась в XIX веке, когда население стало создавать насыпь, укреплять дюны и сажать деревья - сосны, ольху, березы. Полезное дело начали лесничие и продолжают его и поныне. Им и посвящена скульптура Лесничий.

Счастливый рыбак. Он стоит внутри курена, упоминаемой c XII века быстроходной парусной лодке, которая могла нести до 6 тонн пойманной рыбы. На мачту устанавливали флюгер как опознавательный знак. Принято было делать его ярким, украшенным орнаментом с символическими знаками, по которым определяли место жительства хозяина судна, уровень его благополучия и другую информацию.

К сожалению, крупно не сфотографировали Юрате (за Счастливым рыбаком). "Дочь главного бога Перкунаса Юрате жила на самом морском дне в прекрасном янтарном замке и ничего не знала о людских страстях. Но однажды довелось её встретить юного рыбака Каститиса и безумно в него влюбиться. Каститис покорил богиню своими песнями и необычайной смелостью. Юрате похитила рыбака в свой янтарный замок, позабыв обо всех запретах. Разгневанный Перкунас разрушил янтарный замок и убил молнией Каститиса, а красавицу Юрате на века приковал к янтарным развалинам. День за днём оплакивает поверженная богиня своего возлюбленного и её рыданиям вторит холодное Балтийское море, чьи волны и ветер прибивают к берегу кусочки янтаря — застывшие капли слёз Юрате." (отсюда)
Нарядный мужчина, внешне совсем не напоминающий привычный нам образ водяного, именно им и является. По-литовски Вандянис (в переводе скорее Водолей, а не водяной). И в отличие от нашего чудища, это положительный герой - покровитель залива. Чтобы источник не пересыхал, он кувшинами черпает воду из моря и выливает в залив.

Это моя любимая скульптура.
Скульптура Ожидание. Она запечатлела верную жену рыбака. В ожидании затерявшегося в море мужа она выходит по ночам на берег с фонарем, чтобы любимый нашел путь домой.

В светлой части леса персонажи героические или просто милые и симпатичные, а дальше лес сумрачный и живет там всякая нечисть.





Цветок папоротника мечтают найти все. Ведь счастливчик, увидевший его цветение, обретает способность находить клады и понимать язык птиц. Но волшебное растение стерегут три ведьмы.Как раз эти злые колдуньи и изображены с трех сторон деревянной скульптуры Цветок папоротника.

Чебурашка? Нет, как ни удивительно, но это Мгла. И от головы у нее идут вовсе не уши, как у нашего любимого детского персонажа, а огромные лапы - они увлекают грибников в чащу леса, а морякам закрывают путь непроницаемой стеной тумана. Так несчастные попадают в объятия этого злого духа.

 Слева от Мглы - скульптура Лягушачий дождь. Она символизирует историю юной ведьмы, которая не проявляла должного усердия в обучении всяким чудесам. Как в песне Аллы Пугачевой, ведьма преподавателей слушала невнимательно, и все, что ни задавали ей, делала кое-как. В результате сделать хотела дождь, но получила падающих с неба лягушек.
Сожжение ведьмы в древности было нередким событием. Их обвиняли в неурожае, пожарах и других бедах. Только вот вину подозреваемой в колдовстве доказать было нельзя. Считалось, что ледяное сердце колдуньи не сгорит в огне, это и станет доказательством вины. Вряд ли были такие сердца, но на костре продолжали гибнуть невинные женщины. В память о них на могилах жертв предрассудков расцветали розы и лилии.

В этой части леса постоянно царит сумрак. У отвесного склона стоят Врата ада, оплетенные корнями деревьев и лицами ведьм и колдунов со страшными гримасами. Позади ворот стоит грозный Люцифер. Он словно движется навстречу путнику, желая отнять у него душу.
Древняя легенда гласит, как один рыбак после не очень удачного лова понуро возвращался домой. По дороге встретился ему нарядный мужчина, который поинтересовался положением дел рыболова. Услышав, что дела так себе, богатый господин сделал ему предложение - будет у тебя каждый день знатный улов, но в награду через 18 лет ты отдашь мне то, чего утром дома не было. На том и порешили.
Приходит рыбак домой, а там новорожденный сынок. И в свое время явится за ним Люцифер...

Ведьмины козни отравляют жизнь и людям и зверям. Но вот эта колдунья готова помочь мужчинам. Ему надо лишь коснуться ее груди - и все желания исполнятся.

Лаума - работящий ночной дух. Она умеет прясть, ткать и заботится о людях. Но помогает только прилежным хозяйкам - появится в доме ночью и подметет пол или другую незаконченную работу доделает. А вот лентяйкам может и навредить, например, закачать младенца до смерти.






Скульптура Ведьма изображает представительницу нечистой силы летящей на метле на ежегодное развлекательное мероприятие - пир колдунов.

Картежники. Между своими важными делами нечистая сила не забывает и об интересном досуге. Здесь черт и ведьма уселись играть в карты. Но все не так просто. Согласно преданию, дьявол пробрался на волшебную гору украсть дегтя, но был пойман. Воришке было предложено отыграть в карты так нужный ему зачем-то деготь.

Интересно, улыбнется ли ему удача и хватит ли хитрости, ведь в руках у соперницы туз...

Ооочень эротично. Ведьме явно нравится.

Петухи запели - призраки разбежались.

И начинается веселье и танцы.
По преданию, однажды на танцы явился черт, упрятав свои копытца и рожки под обувь и шапку. От простого парня и не отличишь. И понравилась ему девушка, душу которой решил забрать. Начал он за ней ухаживать (слева). Но красавица была не глупа и опознала в незнакомце нечистую силу - наступила ему на сапог, а он пустой, вместо стопы - копыто.
Когда дьявол стал приглашать девицу в карету, чтобы увезти во мглу, то она отказалась, пожаловавшись, что у нее нарядной юбки нет. Принес черт юбку, а она уже сетует, что к ней рубашки подходящей нет, а потом пояса. И так придумывала она одну за другой причины отказа, пока не наступило утро и нечисти пришлось убраться восвояси.
А хитрая девушка не только сохранила душу, но и получила кучу подарков." Всё, цитаты кончились.

Остались скульптуры, о которых я ничего не знаю. Если кто знает - подскажите, пожалуйста.
В этой композиции дивно всё переплетено, но смысл (похоже, что мрачный) ускользает.



Это князь Карвайтис? Где-то видела описание, но не смогла найти.

Вот эта группа в "демонической" части, но выглядит вполне мирно и дружелюбно. Кто это?







На Горе ведьм есть множество мест, где можно сесть и отдохнуть, посмотреть и подумать. К эти лучше не садиться, им и так тяжело, того и гляди, что пуп развяжется.







Можно даже к трону примериться

А у подножья дюны -  интерактивные игрушки. Язык тяжеленький!









Эта скульптура как-то очень напоминает "писающего мальчика":)

А здесь перечислена имена всех тех, кто создал это чудо. Очень много очень талантливых людей.

Ну и еще раз указатель, с другой стороны.


Tags: Куршская коса, Литва, Неринга, Юодкранте, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments