str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Пещерный храм Кьеза-Рупестре-Сан-Никола

Некоторое время назад дочь была на экскурсии в совершенно удивительном месте и набросала нам в Telegram фото с короткими комментариями. Чтобы они не потонули и не потерялись в потоке, сохраню их здесь с ее разрешения.
Городок Моттола находится на юге Италии, в 25 км от Таранто.

"Моттола известена своим кафедральным собором (XIII в., восстановлен в XVI в.), однако гораздо большую славу принесли ему многочисленные пещерные комплексы, разбросанные по всем окрестностям, между Моттолой, Массафрой и Кастелланетой. Некоторые из пещер имеют естественное происхождение, но большинство вырублено в мягком местном известняке монахами, спасавшимися от религиозного преследования. В глубоких каньонах, которые здесь называют "гравина" ("ущелье"), можно обнаружить целые города VII-XII веков с жилыми пещерами, храмами, фресками." (отсюда)
"В Моттоле находится одна из самых знаменитых и красивых скальных церквей, посвященная святителю и чудотворцу Николаю, спрятанная в гравине ди Петруцца. Эта небольшая пещера в миниатюре повторяет структуры настоящего храма. За то, что все ее колонны, стены и своды расписаны изображениями различных святых, церковь называют «Сикстинской капеллой Апулии». Все фрески в пещере написаны в несколько слоев, самые первые относятся к IX-X веков, их писали греко-византийские живописцы, а более поздние оставили католические художники XII-XIV" (отсюда)
Далее текст дочери.

Невероятно интересно. Церковь 9 века, Сан Никола, предшественница Дуомо в Бари, и первоначально мощи хранились именно там и были перенесены в Бари намного позже, уже после схизмы. Полностью выкопана в пещере. Была первоначально организована по образу византийских церквей, по греческому обряду, и ранние фрески 9-10 века все византийские. И написано по-гречески. После схизмы она была видоизменена, то есть добавлены боковые нефы, чтобы придать ей форму креста, добавлен баптистерий, скамьи для верующих и добавлены два боковых алтаря вместо центрального. Потом, после того, как пещерные жилища были брошены (это уже ок 13-14 вв), оказалась забыта, полностью заросла кустами и деревьями и была открыта заново в 1970(!). Благодаря тому, что никто не знал о ней, там фрески в практически первозданном виде и полной красоте.
Центральный надалтарный триптих с Иисусом-пантократором, мадонной и Иоанном-крестителем
Фото 1.jpg


Два разных изображения Св Георгия.
Первое 11 вв, он в кольчуге и без змея, то есть это воин-крестоносец
Второе классическое, он в мантии, рубашке и поражает змея: 13 вв, крестовые походы закончились, враг побеждён



Св Елена, мать императора Константина и папа, в правление которого был остановлен Аттила и фактически спасена христианская вера

Редкое для Италии изображение мадонны, хотя для нас самое каноническое

Это святой Петр, с ключами и пергаментом, очень древнее, у него лицо как на кипрских росписях. И очень интересно, внизу слева нацарапано кем-то в 15 веке, видимо испанским наёмником, который оказался в этой церкви и в ней укрылся

Святая Лучия, редкое изображение, где она с глазами. Потому что канонически она глаза держит на блюде

Ещё одна мадонна, которая не смотрит на младенца, а смотрит в зал, тем самым предлагает обратить внимание на младенца, который в свою очередь тоже таращит глаза и сообщает, что он умрет на кресте, потому что у него ноги сложены как для прибивания гвоздями

Два изображения св Михаила, на одном он стоит, на другом двигается, но что это значит мы уже забыли, потому что одурели к тому моменту



Над Михаилом виден "купол" баптистерия, он там в миниатюре.
Центральная фреска баптистерия - Иоанн Креститель умирает, и бог призывает его к себе. На фото не видно, но рука с неба сложена в двуперстный крест. Там очень много святых держат так руки
Вот он.

Это святая Параскева. Не видно, там против света, к сожалению, но фреска очень красивая и сохранилась лучше других, потому что отвернута от света.

Самое интересное это вот это. Первая фреска - это Святой Николай
Ниже фреска 9 вв, но потом в 12 вв она была закрыта и поверх написали ещё одного св Николая, поэтому там 2 головы одна над другой. Потом штукатурка верхняя отвалилась от влажности и нижний св Николай открылся, который оригинальный.
Так вот, напротив роза, которая во всех церквях католических над входом. Тут не над входом , но так надо, потому что в сентябре, во второй половине дня через неё проходит солнце и луч падает на сердце св Николая.



Это видно на фото телефона гида. Единственное непонятное - почему более поздняя фреска поднята выше, тогда же не получалось больше этого мистического фокуса

А это в нижней части фрески нацарапано, видимо, пилигримом о трудностях, которые приходилось им претерпевать. То есть там человек на лошади встречает волка и даже медведя (справа)

Это самая старая фреска, вообще с периода, когда церковь запрещала изображать лики святых, то есть эта фреска старше самой церкви

Это то ли жильё монахов, то ли просто жильё, оно пониже церкви. Суровые условия, скажем вам.

P.S. Российская церковь об этом храме очень даже знает, ее представители посещают.
P.P.S. Совсем немного о мирском. Сезон уже закончился, и хозяевами  "дикого" пляжа стали всадники.


Tags: Италия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments