str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:
  • Location:

Флоренция. Орсанмикеле

В этот день был нужен музей с интересной историей и небольшой экспозицией. Орсанмикеле нам явно подходил, судя по тому, что я прочитала в интернете, в частности, у sibeaster Флоренция - часть 18. Орсанмикеле  и у galik_123 Необычная церковь во Флоренции.  К тому же музей Орсанмикеле открыт по субботам и понедельникам с 10 до 12 и совершенно бесплатно. Итак, субботним утром мы очень целеустремленно отправились на улицу Торнабуони, так было написано во всех блогах. Доверчивая, я даже не посмотрела официального адреса.

Вышли к церкви Santi Michele e Caetano - и впали в задумчивость: улицу эту мы знаем неплохо и вроде бы как Орсанмикеле там быть не должно.

Очень своевременное сомнение! Спросили у немолодого синьора, по виду - местного, но он не знал. Тогда спросили у мусорщика. Как он нам обрадовался, как он прямо-таки лучился доброжелательством! Худенький, седенький, подвижный, невероятно симпатичный, до сих пор жалеем, что не сфотографировали. На школьном английском он четко обозначил все точки пути: палаццо Строцци, piazza della Repubblica, идти по направлению к Mercato Nuovo. Ну конечно, мы же прекрасно знаем это здание, не иначе - бес попутал. И ориентир скорее via dei Calzaiuoli, одной своей стороной Орсанмикеле выходит на эту улицу.



На Калзайуоли, на полпути между собором Санта-Мария-дель-Фьоре и Палаццо Веккьо, был женский монастырь с обширной территорией в саду. В середине восьмого века примитивная часовня была заменена маленькой церковью, посвященной Сан-Микеле-Арканджело (Михаилу-Архангелу). Она называлась Сан-Микеле в Орто (Сан-Микеле в саду), отсюда и происходит название «Орсанмикеле».
Церковь была разрушена около 1240 года, чтобы освободить место для лоджии, предназначенной для рынка зерна. Первая лоджия была построена, вероятно, Арнольфо ди Камбио в 1290 году. На одной из колонн была картина, возможно, фреска, Мадонны дель Пополо , которая считалась чудотворной. 10 июля 1304 года лоджия была сильно повреждена пожаром и перестроена между 1337 и 1350 годами Симоне Таленти, Нери ди Фиораванте и Бенчи ди Чионе, приняв нынешнюю форму большого параллелепипеда.
В 1347 году Бернардо Дадди нарисовал Мадонну делле Грацие, которая заменила древний почитаемый образ, погибший в огне. С этого времени и начался процесс превращения зернового склада в церковь. Работы были прерваны в 1349 году в связи с кризисом, вызванным черной чумой и возобновились между 1360 и 1366 годами. В тот же период было решено закрыть арки на первом этаже и отодвинуть рынок, чтобы создать церковь.
Еще в 1339 году Гильдия ворот Святой Марии (шелковая гильдия) попросила муниципалитет разрешить выполнить серию скиний со статуями святых покровителей цехов.  Решение было принято только в 1404 году, хотя некоторые из цехов уже подготовили статуи. Затем было установлено, какая гильдия имела преимущество для украшения одной из четырнадцати ниш. Работа должна была осуществляться в течение десяти лет, иначе цех терял это право. На самом деле периоды часто были длиннее. В итоге получился  необычайный скульптурный цикл величайших флорентийских художников, особенно пятнадцатого века (Нанни ди Банко, Донателло, Брунеллески, Вероккьо, Гиберти, Джамболоньи и др.) периода перехода от поздней готики к Ренессансу.

Невозможно говорить о церкви Орсанмикеле, ничего не говоря о цехах Флоренции, тем более, что она "физически" связана с палаццо Гильдии шерсти (Arte della Lana). Сегодня это одна из лучших сохранившихся древних башен Флоренции. Оригинальная башня семьи Компьоббеси очень древняя (XIII век), но они были гиббелинами и потеряли свои владения  после битвы при Беневенто.

С 1308 года паладжио (название, которое во Флоренции указывает на нечто среднее между башней и дворцом), стало цеховым зданием Арте делла Лана, о чем и сообщает табличка на стене. Гильдия шерсти в XIII веке была одной из самых богатых среди основных цехов и имела множество магазинов и рабочих.

Геральдический знак гильдии - Агнец божий (Agnus Dei), он во множестве встречается во Флоренции.

 В 1569 году Бернардо Буонталенти создал входной портал

и арочный мост, соединяющий здание с Орсанмикеле.

В шестнадцатом веке Козимо I перевел на второй этаж здания нотариальный архив.
С 1905 года здание принадлежит Società Dantesca Italiana (некоммерческая организация, целью которой является продвижение мероприятий и инициатив, направленных на сохранение памяти Данте Алигьери). Тогда  здание было полностью восстановлено Энрико Лусини в соответствии со средневековым обликом. К этому периоду относится  полихромная доска с Данте, размещенная на внешней стороне здания и скопированная со знаменитой панели Доменико ди Микелино в Санта-Мария-дель-Фьоре .

Но двери церкви открылись.

Левый алтарь - это мраморная группа Святой Анны, Мадонны с младенцем  работы Франческо да Сангалло (ок.  1526). Он заменил покрашенное изображение, заказанное Синьорией, в благодарность за изгнание из Флоренции Гюльтьери VI Бриенна, герцога Афинского. Темновато, улучшить не получилось.

В противоположной стороне табернакль, построенный Андреа Орканьи между 1349 и 1359 для размещения Богородицы с младенцем и ангелами (картина  Бернардо Дадди  1347 г.), заменившая чудотворную икону  Madonna Orsanmichele,  погибшую в пожаре 1304 г.  Табернакль  - это великолепный шатер с цветными мраморными вставками, золочением и мельчайшими геометрическими украшениями.
Мраморное ограждение с бронзовыми решетками, витыми колоннами по углам и ангелами - работа Пьетро Мильора 1366 года.

Красоты он невероятной.
Я не буду пытаться рассказывать о фресках, иконах и витражах, у меня нет нужных знаний, просто покажу несколько фотографий, чтобы дать представление о характере их исполнения. Но в итальянской Википедии есть наиподробнейшая статья с точным указанием размещения. Это здесь Гугл-переводчик вполне справляется.







Никогда не могу пройти мимо старых дверей. Мы не знали, что на северо-западной угловой двери находится стаио, древняя единица измерения для зерна, кукурузы и пр. (вроде бы соответствует бушелю) и что в арке свода есть отверстие, через которое поднимали мешки. Что в колоннах с северной стороны есть  отверстия, через которые ссыпалось зерно из верхнего магазина - знали, но фотография куда-то запропостилась.

Благодаря спонсорству Благотворительного фонда семьи Росс в Нью-Йорке, в частности, благодаря Кортни Росс, который отпраздновал свой второй брак в Орсанмикеле в 2000 году, церковь получила неожиданное финансирование. Оно в основном использовалось для восстановления статуй, группы алтаря Сант'Анны, фресок и создания копий, которые должны быть размещены снаружи в нишах.

Только три оригинальные статуи были исполнены в бронзе, их могли оплатить самые богатые гильдии (Calimala, del Cambio и Lana), поскольку стоимость бронзовой статуи была по меньшей мере в 10 раз выше стоимости мраморной. Копии, выполненные между семнадцатым и девятнадцатым веками не всегда были исполнены из того же материала, что и оригинал. Более того, мраморные статуи были почернены темной патиной, маслянистыми веществами, чтобы сделать их похожими на бронзу, так как в то время сочетание бронзы и мрамора считалось дисгармоничным. Этому процессу не была подвергнута Мадонна делла Роза , которая с 1628 года находилась внутри церкви. Статуи были восстановлены (последний был Сан Маттео в 2005 году), а в 90-х годах было принято решение не перемещать их на улицу и создать Музей Орсанмикеле.  Он  был открыт в 1996 году на верхних этажах.
В музей надо подниматься по крутой винтовой лестнице. Подлинники статуй находятся на подиуме, расположены в соответствии с расположением копий внизу. Зал огромный и торжественный, пожалуй, по площади не меньше, чем в Палаццо Веккьо. Там проводятся концерты, при нас настраивали рояль, и всё было удивительно гармонично: и звуки, и образы, и утренний свет... И еще меня восхищают эти деревянные потолки. Итальянские архивы хранят всё, в том числе имена мастеровых, в том числе и имя плотника Бартоло ди Дино (1386). Но потолки, наверное, уже реконструкция.



Я попробую совмещать фотографии копий и оригиналов, двигаясь от фасада против часовой стрелке. И буду указывать гильдии, заказавшие статуи. По их итальянским названиям можно отыскивать интереснейшие статьи в итальянской Википедии. Что меня поразило чуть ли не более всего - их цеховые здания стоят на прежних местах и по-прежнему помечены цеховым геральдическим знаком.
San Matteo di Lorenzo Ghiberti. 1419-1423. Гильдия менял (Arte del Cambio).



Santo Stefano di Lorenzo Ghiberti. 14217-1428. Гильдия шерсти (Arte della Lana)

Еще раз Агнец божий (Agnus Dei), цеховой знак

Sant'Eligio. Чудо вылеченного коня. Nanni di Banco.  1417-1421  Гильдия кузнецов (Arte dei Fabbri)

San Marco Evangelista di Donatello. 1411-1413 Гильдия льнопрядильщиков и тряпичников (Arte dei Linaioli e Rigattieri)

San Jacopo Niccolò di Pietro Lamberti (?)  1410-1422.  Гильдия меховщиков (Arte dei Vaiai e Pellicciai)

Знаком цеха меховщиков был горностай, по моему разумению, но написано, что это мистический ягненок.

La Madonna della Rosa Piero di Giovanni Tedesco (?)  1399. Гильдия врачей и аптекарей (Arte dei Medici e Speziali)

Цеховой знак - тоже Мадонна с младенцем, не знаю, почему не сфотографировали, но он такой красивый, что пришлось взять из интернета.

San Giovanni Evangelista di Baccio da Montelupo. 1515. Гильдия ворот Святой Марии (шелковая гильдия) (Arte della Seta o di Por Santa Maria)
DSCF2762.jpg
Цеховой знак - ворота Святой Марии

San Giovanni Battista di Lorenzo Ghiberti.  1412-1416. Калимала (гильдия по отделке тканей) (Arte dei Mercatanti o di Calimala)

Andrea del Verrocchio  Incredulità di San Tommaso (Неверие Святого Томмазо)  1467-1483
Заказчиком этой статуи был Tribunale della Mercanzia (Купеческий суд). Этот суд состоял из шести иностранных адвокатов и шести городских советников, представителей крупных цехов, чтобы разрешать конфликты флорентийских торговцев в любой части мира и внутрикорпоративные споры.
 Купеческий суд во Флоренции находился в площади Синьории за Конной статуей Козимо I. Затем здание стало штаб-квартирой Сельскохозяйственного района. С 26 сентября 2011 года в здании находится музей Gucci, открывшийся по случаю 90-летия флорентийского бренда Gucci
.
San Luca Evangelista  Giambologna. 1597 - 1602. Гильдия судей и нотариусов (Arte dei Giudici e Notai)

San Pietro di Brunelleschi 1408 – 1413 Почти все предыдущие статуи были заказаны старшими гильдиями Флоренции (Arti Maggiori)), «Жирными пополанами», а статуя San Pietro оплачена  Гильдией мясников (Arte dei Beccai) из числа младших (Arti Minori).
И вообще все следующие статуи были заказаны "тощими пополанами".

Знак гильдии мясников - серенький козлик

Их штаб-квартира рядом, на via Orsanmichele, сейчас там Академия художеств

San Fillippo di Nanni di Banco   1410-1412  Гильдия башмачников (Arte dei Calzolai), она тоже из числа младших

Их штаб-квартира была в Chiasso dei Baroncelli, за лоджией di Piazza della Signoria

Quattro santi coronati di Nanni di Banco   1409 - 1417  Гильдия мастеров камня и дерева (строителей) (Arte dei Maestri di Pietra e Legname)




San Giorgio di Donatello 1415-1417  Гильдия бронников и оружейников (Arte dei Corazzai e Spadai)

Как известно, оригинал находится в Барджелло.

 Что еще замечательно в музее Орсанмикеле - огромные грязные окна, а за ними - виды Флоренции, один лучше другого.
      






Кампанилла Санта-Мария-Новелла в лесах и горы в снегах


   


Башня семьи Компьоббеси, она же Arte della Lana, она же Società Dantesca Italiana







Выход из музея через Società Dantesca Italiana, по арочному мосту

Вроде, мы и не торопились, но получилась всего одна фотография на лестнице. И обидно, что львы получились не резко. В Società Dantesca Italiana очень красиво (тот кусочек, что мы видели).

P.S. Рядом с Орсанмикеле бар San Michele с отличным кофе и свежайшими корнетти, мы не пренебрегли обязательным капучино.

Tags: Италия, Флоренция, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments