str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Пистойя. Часть 2

Часть 1
La pieve di Sant'Andrea (приходская церковь Сант Андреа, XII в.; скульптура над центральным порталом — 1166 г., работы Груамонте и Адеодато). “Буоно (ни родина, ни прозвище коего мне не известны) принадлежит архитектура церкви Сант Андреа в Пистойе, — пишет Вазари, — eгo же работы скульптуры мраморного архитрава, что над дверью, заполненного фигурами в готической манере; на этом архитраве высечено его имя и время выполнения этой работы, каковым был 1166 год”.


"Над входом идет беломраморная рельефная кайма, изображающая шествие волхвов. Верхняя часть фасадных колонн украшена головами Мусетто II, короля Балеарских островов, побежденного капитаном из Пистойи Grandonio de‘ Ghisilieri. В полукруглом портале - изображение Святого Андрея  работы Джованни Пизано. На мраморном архитраве высечено время выполнения этой работы: 1166 год. Ну а по бокам львы поедают слабейших." (или мучеников по другим утверждениям).





Приведу длинноватую цитату, но уж больно хороша и точно описывает то, что мы увидели за день и что нам удалось почувствовать:
«Это тосканское и как бы аттическое качество — есть что-то родственное ему в некоторых греческих архаических скульптурах — можно встретить уже совершенным и зрелым на фасадах ранних средневековых церквей Пистойи. Можно встретить, потому что это качество, обостренное, сдержанное и распределенное с гармоничным спокойствием, открывается только некоторым наиболее тонким и внимательным наблюдателям. Маленькие церкви (их всего четыре или пять) принадлежат к так называемому пизано-романскому стилю; и их фронтоны, резные арки, капители, архитравы и порталы подобны в плане и во всем, что запоминает ум, соответственным частям бесчисленных современных им церквей Лукки. Но при сравнении ярко выступает особенное свойство церквей Пистойи. Луккские церкви достигли живописности; они лучше в рисунке, чем в действительности; дожди и время немало постарались за них. Маленькие же церкви Пистойи с их менее богатыми профилями, с меньшей выпуклостью рельефов, менее частым орнаментом из животных или цветов, с пилястрами или полуколоннами, вместо колонн, сделались, может быть, совершенными в тот самый день, когда были закончены; тонкое равновесие прямых линий и арок, нежная резьба и инкрустация на плоской поверхности, может быть, только несколько выиграли от пыли и плесени веков, более отчетливо вычертивших их узоры на более нежно окрашенном временем мраморе.
Я упомянула об этих церквах, прежде всего, потому что их кажущаяся незначительность — маленькие плоские фасады с очень скудными украшениями — дает нам возможность легче схватить особую, нежную строгость в их прелести». (Английская путешественница 19 века Виолетта Паджет (Вернон Ли))


Прекрасен и строг романский интерьер церкви.
"В этом храме находится великолепная кафедра работы Джованни Пизано (род. между 1245 и 1248 гг., умер после 1314 г.), выполненная в 1297—1301 годах. Джорджо Вазари сообщает интересные сведения по поводу изготовления этого шедевра. “Пистойцы заказали Джованни мраморную кафедру для церкви Сант Андреа, подобную той, какую он сделал для Сиенского собора, дабы сравнить ее с кафедрой, выполненной незадолго до того в церкви Сан Джованни Эванджелиста неким немцем и получившей большое одобрение. Джованни же закончил свою кафедру в четыре года, разделив всю работу на пять историй из жизни Иисуса Христа и выполнив сверх того Страшный суд с величайшей тщательностью, на какую был способен, дабы догнать или даже превзойти кафедру в Орвието, в то время столь прославленную. Вокруг же названной кафедры над несущими ее колоннами он высек на архитраве, ибо ему казалось, как оно по возможности того времени поистине и было, что он выполнил работу большую и прекрасную, следующие стихи:
Нoс opus sculpsit Iohannes, qui res non egit inanes,
Nicoli natus... meliora beatus,
Quem genuit Pisa, doctum super omnia visa.
(Работу эту изваял Джованни, рожденный от Никкола, который пустых вещей не делал… в лучших местах блаженный, превыше всех ученых стоявший, порожденный Пизой.)"

“Химеры поддерживают и кафедру Джованни Пизано,— лев, грызущий козленка, львица, которую сосут львята, орел и крылатый лев, — читаем у Муратова. — Но только в этом одном Джованни Пизано остался похожим на романских скульпторов. Барельефы кафедры, фигуры сивилл и пророков открывают более сложный мир душевных состояний и движений. Человечность искусства треченто уже мелькает в них. Кафедра в Пистойи — это заря великих искусств XIV века: искусства, родившегося от Джотто, и искусства, созданного скульпторами из Пизы”



Барельефы на библейские сюжеты: Благовещение; Рождество; явление ангелов пастухам; поклонение волхвов; ангел является спящим волхвам; другой ангел в другом сне велит Иосифу бежать в Египет; избиение младенцев; распятие; страшный суд.







Деревянное распятие (XVIII-XIV в.) работы Джованни Пизано, мраморный табернакль (XV в.) работы Бенедетто ди Ровеццано.

Статуя Сант Андреа мастерской Джованни Пизано и изумительной красоты резные панели (из пресвитерия) мастера по мрамору и скульптора Гвидо да Комо. Вот, я правильно вспомнила: такие панели, только инкрустированные, украшающие купель в баптистерии Пизы - это тоже его. И еще он работал в Дуомо Прато.







Прямо напротив Сант Андреа - Палаццо Fabroni, музей современного искусства.  Фасад выполнен в стиле флорентийского маньеризма, о чем свидетельствуют три порядка окон, увенчанных различными типами фронтонов. Над входной дверью, реконструированной в начале двадцатого века, помещен изогнутый фронтон с семейным гербом посередине, тремя молотками на диагональной полосе.
Постоянная коллекция современного искусства была создана постепенно, начиная с восьмидесятых годов двадцатого века, из наследств и пожертвований художников послевоенного периода. Музей является частью Столичной системы современного искусства Флоренция - Прато - Пистойя и является членом Ассоциации итальянских музеев современного искусства.

La chiesa di Santa Maria del Carmine (Санта Мария дель Кармине) была основана в 1291 году монахами-кармелитами. В шестнадцатом веке была полностью реконструирована в соответствии со вкусами времени архитектором Антонио Арриги, который расширил размеры церкви и украсил ее лепкой. В последующие века церковь неоднократно перестраивалась, при этом образовался гармоничный синтез наслоения разных эпох, от Возрождения до рококо.
Церковь прошла тщательную реставрацию в 2003 году.

Площадь перед церковью - красивое и приятное место с небольшим сквером и входом в городской парк.

Если уж у меня есть возможность зайти в парк, то мимо никогда не пройду. Этот оказался совсем крохотным и, судя по всему, он располагается на крыше какого-то городского сооружения.

Очень хочется увидеть апельсиновые деревья в цвету, а они никак не зацветают.

Зато цветут камелии.

Ospedale del Ceppo, древняя больница в Пистойе, основана в тринадцатом веке. Согласно легенде название происходит от пня, который чудесно расцвел зимой и указал место для больницы. Она оставалась городской больницей до 21 июля 2013 года, когда ее заменила новая больница Сан-Джакопо, расположенная на юге города.
Ospedale del Ceppo стала приоритетной больницей в городе во время эпидемии черной чумы, которая поразила Пистойю в 1348 году. В это время многие пациенты делали пожертвования, в результате в конце эпидемии образовалась крупная недвижимость, принадлежащая больнице.
В пятнадцатом веке было добавлено крыло к существующему фасаду, а в 1502 году построена аркадная ренессансная лоджия по типу флорентийского Воспитательного дома,  спроектированного Филиппо Брунеллески.

Ржавая загогулина справа в глубине, за машиной - она-то как раз и изображает тот легендарный пень.

Здание украшено фризом из полихромной глазурованной терракоты с двумя гарпиями, изображенными на углах в знак предупреждения. Раньше, в 1512 году, Бенедетто Бульони создал люнет с Коронацией Девы над порталом, примыкающим к лоджии, с белыми фигурами на синем фоне. В 1515 году тот же художник создал эмблему больницы, расположенную в правом углу фасада.

Фриз был создан Санти Бульони (племянником Бенедетто Бульони). Джорджо Вазари писал, что Бульони удалось завладеть секретами техники делла Роббиа с помощью некой женщины, посещавшую дом делла Роббиа.
Еще динная цитата из Павла Муратова: "Обыкновенно работы делла Роббиа, собранные во флорентийском музее Барджелло, оставляют посетителя неудовлетворенным, часто даже разочарованным. Рядом с Донателло, Вероккьо и Поллайоло, даже рядом с малыми скульпторами вроде Мино да Фьезоле, глазури делла Роббиа кажутся недостаточно артистичными. В них нет той избранности, которая отличает настоящее художество от ремесла. .....Но когда деревенская толпа валит под своды госпиталя, когда пришедшие из далеких горных селений люди рассматривают эти изображения в ожидании приема, тогда трудно произнести над ними строгий эстетический приговор. Тогда становится вдруг понятен важный смысл этого искусства, ежедневно питающего души, простые и открытые вере. Оно так же нужно, так же утешительно и просветляюще здесь, как те простенькие деревенские мадонны делла Роббиа, которые встречаются на выезде из каждого тосканского городка, где ближе и прозрачнее лазурь неба, где видны голубые горные дали".
Мои эстетические вкусы не очень далеко ушли от вкусов тосканских крестьян, мне очень нравится эта майолика, думаю, эти барельефы делают здание легким и радостным.
Фриз  разделен на панели и иллюстрирует семь проявлений милосердия.
«Одеть нагого»

«Принять странника в свой дом»

«Посетить больного»

«Посетить заключённого»

«Похоронить усопшего»

«Накормить голодного»

 «Напоить жаждущего». А вот и гарпия, справа.

Напротив Piazza Papa Giovanni XXIII, на которой находится больница, есть замечательная древняя ванна с почти потерявшей очертания головой льва

и на ее фоне не менее замечательный эксцентрический персонаж, которые встречаются именно в Италии



А еще мы целый день пересекались с большой группой школьников, было очень интересно за ними наблюдать. Это только часть группы.

Дальше пойдем в следующей части. И опять встретимся с этими детьми.
Tags: Италия, Пистойя, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments