str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Пистойя. Часть 3

Часть 1, Часть 2
Останавливаемся, чтобы немного отдохнуть под соснами на маленькой площади Сан-Лоренцо.


Слева церковь Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa di Santa Maria delle Grazie ). Начало ее строительства датировано 1469 годом, архитектором  был Вентура Витони, известный ренессансный архитектор из Пистойи, который также работал с Браманте в Риме. Мы уже встречали это имя, оно связано с церковью Богоматери Смирения. Небольшая церковь была построена для замены комнаты в больнице святых Доннино и Лоренцо, где в 1336 году девушка была излечена чудесным вмешательством Девы Марии. В одной из часовен церкви хранится кровать, о которой сказано, что чудо случилось здесь.
Всё закрыто, но описание церкви утверждает, что главный алтарь построен по типу Капеллы деи Пацци во Флоренции Филиппо Брунеллески (Санта-Кроче), что там кессонный потолок и есть ценные картины.

На маленькой площади находится еще и большой августинский монастырь и церковь Сан-Лоренцо (Chiesa e Convento di S.Lorenco). После наполеоновского вторжения с 1810 года военный округ  использовал комплекс  как казарму. Потом там было литейное производство, столярный цех, база муниципального строительства, и это ему несомненно повредило. Недавние реставрации положили конец состоянию небрежения, в котором он находился. Его ценность подтверждается фресками, выполненными художниками Пистойи в четырнадцатом веке. Окна из комплекса были куплены антикваром Стефано Бардини в начале двадцатого века и теперь находятся в музее Бардини во Флоренции.



Что означает сей монумент, я не знаю. Нашла только заметку о мучениках Сан-Лоренцо времен Второй мировой войны, но опять же не знаю, что конкретно произошло. Читала, что Пистойя и окрестности были центрами активной антифашистской борьбы и партизанского движения. Видимо, кровь тех неукротимых горцев, о которых писал Павел Муратов, никуда не делась из жил жителей этих мест.

Тем временем церемония крестин закончилась, и принаряженные участники начинают выходить из узких улиц к парковке на площади.

Это совсем рядом с  Ospedale del Ceppo. Как всё-таки восхитительна легкость этой аркады!

Мы идем в противоположном направлении, к церкви, из которой они вышли, Сан-Бартоломео "на болоте".



Площадь перед церковью, piazza S. Bartolomeo, опустела

Чтобы мне дальше не отвлекаться от церкви, покажу удивительной конструкции здание слева от нее. Оно явно знавало лучшие времена, но давно.

Не буду пыжиться и маяться со статьей из итальянской Википедии, приведу с небольшими сокращениями текст глубоко уважаемого мной sibeaster'а.
Церковь святого Варфоломея "на болоте" (Chiesa di S.Bartolomeo in Pantano) "была построена еще лангобардами, между 726 и 764 годами, хотя от той постройки ничего не сохранилось. Изначально церковь принадлежала бенедиктинцам. В 1159 году при аббате Буоно началось строительство нынешнего храма, так что перед нами, с неизбежными поправками на последующие до- и перестройки, храм XII века. В 1433 году бенедиктинцев сменили латеранские каноники – августинцы. В 1779 году последняя конгрегация была в Тоскане упразднена  и в обитель пришли валломброзиане, в 1810 году их "закрыли" французы (Тоскана входила в состав наполеоновской империи), и церковь стала обычной приходской. Верхний ярус фасада - это явное детище поздних веков, а вот нижний "полосатый" ярус  с пятью арками - это XII век. Над центральным порталом барельеф мастера Груамонте, изображающий уверование Фомы.

а выше уже привычные нам львы жрут свои очередные жертвы

Львы есть и по бокам здания, видимо, они скрывают отверстия водостоков."



С легкой руки sibeaster'а львами мы заинтересовались чрезвычайно. Кстати, я на эту тему еще и пост Львы и их жертвы в итальянской романской скульптуре нашла.
Интерьер церкви любимый аутентично-аскетичный, холодно и сурово.

Цитата из того же текста: "В самой церкви главный объект - амвон XIII века работы Гвидо да Комо. Амвон стоит на трех колоннах, четвертая заменена явно более поздним пилоном. Одна колонна поместилась на спине горбуна, две другие - на спинах львов." Изумительной красоты панели работы этого мастера мы уже видели в церкви Сант-Андреа.





Деревянное распятие на высоком алтаре - это работа скульптора, близкого к манере Джованни Пизано.

На протяжении столетий интерьер был подвергнут многочисленным дополнениям и обновлениям, и они были устранены в результате радикальной реставрации, проведенной в период между 1951 и 1961 годами. Был восстановлен паркет, вновь открыли окна, были найдены следы древних картин. Реставрация также включала парапет кафедры, высеченной в середине тринадцатого века Гвидо да Комо и панели другого мастера, которые теперь экспонируются на стене.




Когда мы вышли из церкви, там стояли дети из большой группы, которую мы уже видели перед Ospedale. К нам подбежал мальчик и быстро что-то спросил по-итальянски. Мы не поняли. Тогда он так же быстро повторил вопрос по-английски. Я, тугодумная, переспросила у мужа: "Какое имя ему нужно?" Мальчик так же быстро сказал по-русски: "А, так вы русские! Какое полное имя этой церкви?" Оказывается, им надо было сказать полное название руководителю, то самое "на болоте". Кажется, наш русский мальчик опоздал с ответом, его опередили, пока мы уразумели, чего он хотел.
А мы, уже сделавши немалый крюк, пошли к piazza del Duomo, главной в любом итальянском городе. Ориентир, колокольню Собора (Campanile del Duomo di Pistoia) очень хорошо видно.

Взгляд назад.

     

На главной площади Пистойи знаменитый итальянский квартет: Дуомо, кампанила, баптистерий, Palazzo Comunale. Заданная тема, а вариации в каждом городе разыграны свои, с обязательным стремлением сделать эти здания самыми красивыми, лучше, чем в соседних городах.
Раз уж мы шли к кампаниле, то сначала о ней.
Несмотря на то, что информация, содержащаяся в Архивах главы Собора и Государственного архива Флоренции, признана неполной, был подтвержден тезис, что это результат реструктуризации  древней Ломбардской башни, проведенной Джованни Пизано. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что башня необычно отделена от собора Сан-Дзено и делится на три яруса, каждый из которых характеризуется особым стилистическим обликом. Смотрим снизу вверх: Ломбардия, Пиза, Пиза-Лукка. Начиная с основания: три глухих этажа, на верхнем из них часы, выше два этажа с окнами-бифорами, еще выше три этажа с лоджиями. Последний,  девятый, с колокольней и башенкой, несколько раз перестраивался из-за землетрясений, которые терзали город в позднем средневековье. Последние два уровня окаймлены зубцами Ghibellina, ласточкиным хвостом. Колокольня отделана зеленым мрамором и местным известняком. Общая высота колокольни 66м и еще 85 см креста.
 
Название баптистерия Сан - Джованни в суде (Il battistero di San Giovanni in corte) или Ritondo из Пистойи происходит от древней церкви Санта-Мария в суде эпохи лангобардов, место которой он занял. Его реконструкция в современных восьмиугольных формах началась с 1301 года. Дизайнерский вклад Никола Пизано является полностью гипотетическим. Баптистерий считается одним из величайших реализаций тосканской готики, поскольку объединяет флорентийские, пизанские и сиенские элементы. Он полностью облицован белым и зеленым мрамором, имеет три портала, прекрасно украшенных барельефами и капителями, вырезанными из мрамора. Впечатляющий памятник достигает высоты около 40 метров.
Во время реставрации 1975 года внутренние стены были очищены от позднейших наслоений и сейчас это просто суровая кирпичная кладка. Тогда же обнаружили на купели дату 1226 года и имя скульптора Ланфранко да Комо.

Генри Мортон пишет о загадочности итальянских баптистериев. Почему во всей Европе начиная с IX века уже не строили отдельных зданий для баптистериев, а в Италии продолжали строить? Почему восьмиугольная форма? Зачем такая высота, часто еще и наличие галереи? Зачем такая большая купель, ведь массовых крещений уже не проводилось? Это и вправду интересные вопросы, но ответов я, естественно, не знаю. Когда мы дошли до баптистерия, то, видимо, уже устали, энтузиазм растратили и в итоге оказалось, что есть всего одна фотография. Перед ним еще и множество народа толпилось, уже и не помню, была ли это торговля или просто воскресное оживление.

Однако я далеко убежала, мы еще только выходим на площадь сквозь узкий-узкий проход к замечательной действующей водоразборной колонке.
 
Слева от нас стена Дуомо, справа - Palazzo del Comune.

Переход или, как его называют, мост, соединяющий здание с кафедральным собором был добавлен в первой половине XVI века.

В Palazzo del Comune, построенном между 13 и 14 веками, находятся городские службы Пистойи и Общественный музей (Museo civico). Дворец  еще называют именем Палаццо ди Джиано (Януса), именем подеста Giano della Bella, что не очень понятно: основная фаза его строительства относится ко второй четверти четырнадцатого века , а Джиано был мэром в первой половине 1294 года.
Есть любопытная история.
В феврале 1339 года, когда уже было построено два этажа, начался этап расширения в соответствии с амбициозным окончательным проектом. Соседние дома, принадлежащие важным семействам Пистойи, приходилось сносить. Генеральный Совет утвердил предлагаемую экспроприацию, но заявил, что следует приступить к оценке домов, чтобы компенсировать их стоимость владельцам. Эта цена должна быть средним арифметическим оценок, данных тремя различными комиссиями. Так определялся приоритет общественных интересов по отношению к частному, но также гарантировались права гражданина-собственника. Всего за двадцать шесть дней была завершена вся процедура отчуждения.

На фасаде сохранился старинный герб папы Льва Х.

Под аркадами дворца уже роились всё те же детишки.

И аркады внушительны, и дверь, ведущая во внутренний двор палаццо.

Внутренний двор - это самая старая часть дворца. Там выставлено "Чудо" - скульптура Марино Марини (конец XX века). Мимо фасада его музея мы еще пробежим.
     


Видимо, это была скульптура.





Кто такой Erode - я не знаю, вроде как глагол "размывать".

"Официально решение о размещении во дворце Общественного музея было принято в 1912 году, хотя коллекции начали складываться ещё в XIX веке. Основой музейного собрания стали коллекции организаций, частных лиц, а также произведения искусств из упразднённых религиозных учреждений. Торжественное открытие музея состоялось в 1922 году." Музей был закрыт, да и времени на него у нас совсем не было.
Площадь большая, всю её мы не обошли, закончу в следующей, последней части.
Tags: Италия, Пистойя, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments