str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Автобусная экскурсия по дождливой Варшаве

Сразу хочу сказать, что в интернете я почти не видела хороших отзывов о варшавской обзорной экскурсии на автобусах Hop-on Hop-off. В основном жалуются на то, что не пришел автобус, что плохой звук, что однобокое и тенденциозное изложение. Мы сами ездили по этому маршруту несколько лет назад, содержательная часть действительно была так себе, но было интересно осмотреть довольно большую часть центра примерно за 2,5 часа. Ну, не осмотреть, взглянуть. На этот раз всё сложилось без вариантов: во-первых, было мало времени в Варшаве, во-вторых, хотелось показать подруге как можно больше, в-третьих, лил дождь.


Мы успели погулять по Саксонским садам (Ogród Saski, 1727 г.), самом старом общественном парке города и постоять у Могилы Неизвестного солдата (Grób Nieznanego Żołnierza), Когда-то на этом месте был Саксонский дворец (Pałac Saski), полностью разрушенный в 1944 году - восстанавливать его так и не стали, а высвободившуюся территорию превратили в национальный мемориал. Случился приятный момент, когда на площади Пилсудского (Plac marszałka Józefa Piłsudskiego) было пусто, только мы и часовые. Вскоре туда прибыла большая группа экскурсантов и цельность огромного пространства нарушилась.
Наш автобус пришел по расписанию к началу маршрута, к галерее Захента (Zachęta). Это старейшая и престижнейшая галерея Польши, но мы там еще не были, большой пробел, который надо будет восполнить.

Экскурсантов было всего трое (это мы), поэтому автобус только притормаживал в основных точках маршрута. Досадно было, что рассказ не совпадает с фактическим местонахождением, а там, где совпадает, не рассказывают о том, что меня интересует. Возожно, это я такая вредная.
Банковская площадь была создана в XIX веке специально для размещения государственных структур - тогда здесь размещались дворцы Министерства финансов, Казначейства, Банк Польши и Варшавская фондовая биржа, а также Большая Синагога (1875-1878 гг.) - в то время крупнейшая в Варшаве и одна из самых больших в мире (вмещала около трех тысяч человек). "После Варшавского восстания в гетто (1943 г.) нацисты взорвали здание синагоги, а в 1944 году были разрушены и все остальные дворцы на площади. После войны восстановили только историческую западную часть, превратив планировку Банковской площади из треугольной, как это было изначально, в прямоугольную.
В коммунистической Польше площадь была переименована в Plac Dzierżyńskiego (Площадь Дзержинского) по имени Феликса Дзержинского, имевшего польские корни. В 1951 году в южной части площади был воздвигнут и памятник в его честь. В 1989 году монумент был демонтирован.
В настоящее время здание бывшего Министерства финансов служит ратушой и местом работы мэра Варшавы. В 2001 году монумент, посвящённый поэту Юлиушу Словацкому скульптора Эдварда Виттига, был воздвигнут на месте, которое ранее занимал памятник Дзержинскому." (из Википедии)

Дворец правительственной комиссии и казначейства ((Pałac Ministrów Skarbu)

А на месте синагоги месте возвышается безликий «голубой небоскреб», каких много в больших городах мира. Его, правда, отличает одно мистическое обстоятельство: небоскреб никак не удавалось достроить – эта стройка века продолжалась 30 лет, поскольку, согласно варшавской легенде, возведению небоскреба на месте уничтоженной синагоги препятствовало раввинское проклятие.

Далее путь к Театральной площади.

Хотя Польша никогда не славилась своим оперным искусством, и даже музыкантов с мировым именем в ней родилось немного, варшавский Большой театр (Teatr Wielki – Opera Narodowa) превосходит размерами и убранством многие театры оперных столиц. Его строительство завершилось в 1833 г., в честь торжественного открытия со сцены звучали волшебный звуки «Севильского цирюльника» Россини. Театр полностью разрушили немцы в начале Второй мировой войны, а восстановили местные жители только спустя 20 лет.
Здание в классическом стиле огромное, занимает почти целый квартал. Входная группа украшена двумя ярусами колонн, барельефами и бронзовой квадригой, вдоль боковых частей тянется колоннада. С обеих сторон от главного входа стоят памятники двум выдающимся культурным деятелям — композитору Станиславу Монюшко и Войцеху Богуславскому, которого называют «отцом польского театра». Их разрушили и восстанавливали вместе с театром — свидетельством этому служат следы от пуль на одном постаменте.
У нас есть собственная забавная история, как мы сходили на "Набукко" в варшавский Большой театр.

Я думала, что без труда найду информацию о ратуше и ее восстановлении, потому что происходило это недавно, лет 15 назад, но оказалось, что не так и просто. "Дворец Яблоновских (Pałac Jabłonowskich) входит в архитектурный ансамбль Театральной площади (plac Teatralny); сооружен в XVIII  в., уничтожен во время Второй мировой войны, реконструирован по проекту Леха Клайнерта (Lech Klajnert) в 1997 г.
Построен дворец в 1773-1785 гг. для Антония Яблоновского (Antoni Jabłonowski) по проекту Якуба Фонтана (Jakub Fontan) и Доменико Мерлини (Domenico Merlini). В 1817-1819 гг. перестроен в городскую ратушу по проекту Фредерика Альберта Лессла (Fryderyk Albert Lessla) и Ёжефа Грегора Лессла (Józef Grzegorz Lessla), приняв функции разобранной ратуши на Рынке Старого Города (Rynеk Starego Miasta). Oколо 1823 г. на крыше дворца добавлен бельведер, который служил основой для оптического телеграфа. В то же время за дворцом построено здание для полицейской тюрьмы.
В 1863 г. дворец пострадал от пожара во время январского восстания. Восстановление в неоренессансном стиле произошло в 1864-1869 г. по проекту Ёжефа Орловского (Józef Orłowski), придав новый вид крыше с мансардными окнами, балконами, появилось новое крыло на месте дома Лагевницких (dom Łagiewnickich) и характерная наблюдательная пожарная башня с часами на трех сторонах. В неоренессансном зале проходили заседания Городского совета, в  Портретном зале с 25-ю портретами известных поляков заседал магистрат, в зале Декерта потолок был украшен панно "Триумф Правды" „Tryumf Prawdy” авторства Марцело Быциарелло (Marcelo Bacciarello), который был перенесен из Дворца Примаса (архиепископа) - Pałac Prymasowski.
В 1936-1939 гг. произведена очередная модернизация дворца по проекту Оскара Сосновского (Oskar Sosnowski)
В 1939 г. во время обороны Варшавы из ратуши гражданской обороной города руководил Стефан Стажиньски (Stefan Starzyński).
После разрушения во время Второй мировой войны в 1952 г. сожженные руины дворца были разобраны, а фундамент скрыт под пл. Театральная.
На рубеже 1989-1990 гг. было принято решение о восстановлении северной части Театральной площади. В 1995-1997 гг. тут были построены резиденции mBank и Citibank, чему предшествовали археологические раскопки. Современное здание было выполнено из железобетона, сохраняя первоначальные формы с восстановлением башни с часами и воссозданием главного фасада до 1936 г. Остальные части дворца получили современный вид. При восстановлении дворца были найдены старинные фрагменты оформления, которые представлены в воротах под башней. Под башней сохранен и предоставлен для осмотра фрагмент старого фундамента." (отсюда)

Это я не помню, чей дворец.

Информацию о Королевском замке можно найти без труда, поэтому совсем немного из Википедии: "Королевский замок был построен в 1598—1618 годах королём польским и великим князем литовским Сигизмундом Вазой на месте средневекового замка мазовецких князей. Дворец был воздвигнут на искусственном возвышении, имел форму пятиугольника и выделялся на фоне городской застройки 60-метровой Сигизмундовой башней, прообразом которой, по мнению некоторых авторов, послужили фортификационные сооружения Смоленска."

Вид на Старый город (Stare Miasto, "Starówka"). Старый город Варшавы был основан в XIII веке.
После окончания осады Варшавы 1939 года часть Старого города была восстановлена, но сразу же после Варшавского восстания (август-октябрь 1944 г.) немцы подвергли Старый город систематическому спланированному уничтожению. После Второй мировой войны Старый город был тщательно восстановлен. Там, где это было возможно, использовали кирпичи из оригинальных зданий. Щебень от руин многократно просеивали для поиска декоративных элементов и их осколков, которые затем возвращали на их прежние места. В качестве основных источников в восстановлении облика Старого города использовались ведуты Каналетто XVIII века, а также предвоенные чертежи учащихся на архитекторов студентов.
Виден фронтон Костёла Святого Иоанна Крестителя (Archikatedra św. Jana Chrzciciela) — главного католического храма Варшавы, собора Варшавской архиепархии.

Первоначально окружённый земляным валом, в 1339 году Старый город был обнесён кирпичными городскими стенами. Это их остатки.

Думаю, это Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши (Katedra Polowa Wojska Polskiego)

Дворец Красиньских (Pałac Krasińskich, также известный как дворец Речи Посполитой — Pałac Rzeczypospolitej) — дворец в стиле барокко. Был построен в 1677-1683 годах для воеводы Плоцка Яна Доброгоста Красиньского, согласно проекту Тильмана ван Гамерена. В 1765 году во дворце разместилась Казначейская комиссия Речи Посполитой. После пожара 1783 года здание дворца было перестроено внутри согласно проекту Доменико Мерлини. В период между двумя мировыми войнами здесь располагался Верховный суд Польши.
Дворец был сожжён и разрушен немцами во время Второй мировой войны. Позднее его восстановили. Сегодня дворец является частью Национальной библиотеки Польши, специальный коллекционный отдел манускриптов и старинных гравюр из Библиотеки Залуских.

В Польше в память о жертвах репрессий и тоталитаризма установлено множество памятников, стел и мемориальных табличек. Одним из самых трогательных и выражающих всю боль польского народа признан Памятник погибшим на Востоке (Pomnik Poleglym i Pomordowanym na Wschodzie) в Варшаве, установленный на улице Мурановска (Muranowska) .
Идея создания варшавского памятника принадлежала известному польскому скульптору Максимилиану Бискупски, выпускнику Варшавской Академии изящных искусств. Имея склонность к трагизму в своих работах, он создал поистине ужасающий своей болью и горем мемориал. Отлитый из бронзы монумент высотой почти семь метров представляет собой открытый товарный вагон без стен и крыши, груженый большим количеством крестов. Идущий в никуда, по шпалам с названием 80 советских городов, он рассказывает трагическую историю поляков, убитых и замученных в сибирских трудовых лагерях и расстрелянных под Катынью.
Перед памятником находится изображение католической иконы Катынской Божьей Матери и выгравирована надпись: «Замученным и погибшим на Востоке. Жертвам советской агрессии. 17 сентября 1939 года». Открытие памятника было приурочено к 56-й годовщине советской интервенции и состоялось в Варшаве 17 сентября 1995 года. Заботу о монументе взяла на себя Федерация катынских семей.



Много мест в Варшаве связано с горем и страданием, но, слава богу, между ними обычная городская жизнь.

"Па́вяк — название несуществующей сегодня тюрьмы в Варшаве. Павяк был построен в 1829—1835 гг. по проекту архитектора Генрика Маркони вскоре после возникновения Царства Польского и сначала использовался российскими властями в качестве обычной уголовной тюрьмы, а затем — после Польского восстания 1863 года - для заключения повстанцев. Во время российских революций 1905—1907 гг. Павяк был главной тюрьмой в Польском Царстве для политических участников революций. Частью Павяка была также женская тюрьма, находившаяся в отдельном здании и носившая название «Сербия», которая в годы русско-турецкой войны 1877—1878 гг. использовалась в качестве госпиталя. С 1965 года по настоящее время Павяк является музеем под названием «Мавзолей-Музей Павяка».
Во время оккупации Польши немецкими войсками 1939—1944 гг. Павяк был главным тюремным центром Генерал-губернаторства. Через Павяк за это время прошло около 100 тысяч заключённых мужчин и 20 тысяч женщи. Большую часть заключённых, содержавшихся в тюрьме в те годы, составляли мужчины возраста 25 — 50 лет и молодёжь 15 — 20 лет. В тюрьме в это время родилось 50 детей. Упоминается даже полуторагодовалый младенец, взятый немецкими властями в качестве заложника.
При отступлении немецких войск из Варшавы в 1944 году Павяк был почти полностью разрушен. В настоящее время остались только некоторые фрагменты этой тюрьмы. Уцелела часть стен и ворот, а также вяз, находившийся внутри тюрьмы. На этом вязе родственниками погибших заключённых в Павяке были укреплены таблички с их именами." (из Википедии)

В 2013 году писали: "«Новый музей истории польских евреев является одним из самых красивых новых зданий в Варшаве.  Это фонарь, освещающий место общего пользования. Это и "коробка", и "торт" – все в одном.
Музей истории польских евреев будет выглядеть впечатляюще.  Стеклянные стены будут блестеть на солнце.  Уже можно представить, как будет выглядеть одно из самых важных новых зданий в Варшаве.  Мы с нетерпением ожидаем окончания строительства самого прекрасного нового музея в Варшаве.» Подробно о здании музея здесь, а об экспозиции здесь и здесь.
Автор проекта музейного комплекса — известный финский архитектор Райнер Махламаки. Над экспозицией музея работал большой международный коллектив: 120 историков, музееведов и дизайнеров под руководством профессора Нью-Йоркского университета Барбары Киршенблат-Гимблет.  Музей расположен в сердце исторического еврейского района польской столицы Муранов. Перед входом в музей — знаменитый памятник участникам восстания в Варшавском гетто работы скульптора Натана Рапопорта, установленный в 1948 году.

Наше путешествие продолжается, дождь - тоже. Кусочек прежней "серой" Варшавы.







Наверное, это городская легенда, но говорят, что после долгих споров о судьбе Дворца культуры и науки решили "обстроить" его высотками, чтобы не торчал он одиноко и не доминировал. А ведь хорошо получилось.





Мне очень нравится пересечение всех этих линий.

Как известно, во время Второй мировой войны многие исторические здания были безвозвратно разрушены, а архитектурное наследие страны обезличено. Главным архитектором, которому было поручено возродить исторический облик страны, стал Юзеф Сигалин. Во время составления им генерального плана послевоенной Варшавы, СССР предложило свою помощь, отказаться от которой было политически невозможно.
 Дворец культуры и науки в Варшаве должен был стать не только самым выдающимся архитектурным проектом, но и символом воцарения коммунистического режима. Идею реализации своего «подарка» Сталин поручил Льву Рудневу.
 Взяв за образец известные в СССР «Сталинские высотки», Лев Владимирович принялся за выполнение грандиозного архитектурно-политического проекта. В 1955 году Варшава увидела на своей центральной площади, новое, доселе невиданное для страны сооружение. Высота дворца составила 234,5 метра! Тем не менее, советский монументальный классицизм, четко прослеживающийся в архитектуре здания, был принят в Польше неоднозначно. Многие посчитали его своеобразным символом Сталинского режима.
 В 60–70 годы дворец Варшавы пользовался огромной популярностью и предлагал немало интересных развлечений. Здесь пели Ив Монтан, Марлен Дитрих, «Роллинг стоунз». Кроме того, его смотровая площадка, находящаяся на 30 этаже, пользовалась огромной популярностью среди гостей и жителей польской столицы. С высоты 114 метров открывался потрясающий вид на весь город. К сожалению, череда самоубийственных прыжков вынудила власти огородить площадку решеткой.
 В 80-е годы Дворец культуры и науки вступил как олицетворение прошлого. После 1989 года, когда произошел окончательный разрыв дружеских отношений между Польшей и СССР, из главного зала дворца бесследно исчезла скульптура, изображающая единение советского гражданина и поляка.
На протяжении 90-х годов правительство Польши неоднократно хотело уничтожить здание. «Сувенир от Сталина» не должен быть главным символом Варшавы. В то время даже появилась шутка, о том, что смотровая площадка Дворца культуры самая лучшая в Европе, ведь только с нее не видно самого дворца.
 Сегодня Дворец культуры и науки принадлежит администрации города. На его территории располагаются учебные заведения, банки, медицинские центры, рестораны, городской совет, фитнес-клуб, кинотеатр и офисы частных фирм.
Кстати, и по сей день «Дядька Сталин», как называют дворец горожане, остается самым высоким зданием Варшавы. (отсюда)

Но страсти-то не утихают! Прочитала, что к 100-летию обретения Польшей независимости PiS (Право и Справедливость) собиралась провести референдум и здание взорвать (здесь). 100-летие было в прошлом году, Дворец стоит, стало быть, что-то пошло не так, как задумывали.

Дальше едем в сторону Уяздовских аллей, красивый, элегантный район посольств и парков.

Автобус петляет. Маршалковская.



Костел Святого Спасителя в Варшаве (Kościół Najświętszego Zbawiciela) - действующий католический собор, его хорошо видно в перспективе улицы. Церемония закладки первого камня состоялась в 1901 году, а в 1927 году храм был освящен епископом Станиславом Галлем.
Церковь являет собой благодарственный дар Христу Спасителю и воплощает готический стиль архитектуры с элементами, напоминающими польский ренессанс и барокко. Храм имеет довольно внушительные размеры и округлую форму, никаких прямых углов.
Фасад Костела направлен на площадь Спасителя. На фасаде установлены две статуи святых Петра и Павла.
Своей стройной архитектурой собор вздымает в небеса две огромные башни, макушки которых утончаются по мере набора высоты, представляя шпили с католическими крестами на самом верху. Благодаря этому создается легкость и устремленность к небесам.

Площадь трех крестов находится на пути из центра в южные окраины и пригороды столицы. Ее заложили в первой половине XVIII века. Сначала она называлась Площадью трех перекрестков, но позднее получила другое название, а произошло это из-за трех крестов. Один из них находится на крыше церкви, посвященной польскому святому Яну Непомуцкому, которая построена в 1752 году по случаю окончания укладки брусчатки на варшавских улицах. Два других креста возвышаются на колоннах по обе стороны от церкви. В первые годы XIX века здесь построили костел Святого Александра в честь приезда в Польшу русского императора Александра I. Русский царь прибыл в Польшу сразу после того, как была одержана окончательная победа над Наполеоном. Ему предстояло решить судьбу Польши, руководители которой поддерживали Наполеона. Многие ждали репрессий, но царь простил поляков и никого не стал наказывать. Саму площадь переименовали в Александровскую, но предыдущее название так укоренилось, что администрация вновь вернула ей прежнее имя.
Во время войны была разрушена и Площадь трех крестов. После 1945 года ее восстановили. Удивительным образом кресты сохранились.

Круг замыкается, проезжаем площадь Шарля де Голля и памятник французскому генералу, который мне ужасно нравится. Это копия статуи, установленной в 2000 году на Елисейских Полях Парижа. Почему де Голль?  В 1919–1921 годах Шарль де Голль проживал недалеко от польской столицы. В этот период он преподавал военную тактику в гвардейском императорском училище. Однако для Варшавы он стал национальным героем за роль, сыгранную им в знаменитой Варшавской битве. Польское правительство удостоили де Голля медали Виртути Милитари, являющейся наивысшей воинской честью, предоставляемой государством своим героям.
Если соберусь показать фотографии прошлых лет, то там этот памятник обязательно будет, и не размытый.

Улица Nowy Świat.

Надо выходить. К счастью, у нас есть зонтики, в отличие от этой девушки.

Мы собирались пойти в Старый город, но начался настоящий ураган. Зонты выворачивало и рвало из рук, они уже не помогали. Пришлось свернуть программу дня и ехать в дом.
Фотографии некоторых частей маршрута пришлось выбросить: либо не получились, либо невыразительны. Но увидели мы не так и мало, самое главное - Варшава очень похорошела:)
Tags: Варшава, Польша, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments