str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

"Всё дело в Хоппе". Часть 1

В Википедии написано: "Густав Карл Ханс Хопп (нем. Gustav Karl Hanns Hopp) принадлежал к числу людей, определивших развитие архитектуры двадцатого века." Он работал в Кёнигсберге с 1921 по 1944 год, и в Калининграде сохранилось довольно много зданий, построенных по его проектам.
Так интересно перемещаться от дома к дому и следить за изменениями в стиле (а они диктовались экономической ситуацией в Восточной Пруссии), что мы второй раз пошли на экскурсию с любимым Народным экскурсоводом, которую ведут Татьяна Удовенко и Игорь Ляшук.
С этой площади начиналась работа Ханса Хоппа в Кёнигсберге, со входного павильона Восточной немецкой ярмарки (Deutsche Ostmesse).


"Германия только что пережила горькое поражение в Первой мировой войне, выплатив за это немалые контрибуции (платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя), и медленно выходила из кризиса. Как и остальные немецкие города, Кёнигсберг нуждался в денежных средствах, чтобы оживить свою экономику.
Самым быстрым способом их получения всегда была торговля. И поэтому в самом центре — на месте снесённых вальных укреплений Старого города — начали строительство постоянной ярмарки для развития торговых связей с восточноевропейскими и скандинавскими странами.
Идея создания Немецкой восточной ярмарки в Кёнигсберге принадлежит бургомистру Ломайеру: после отделения от рейха город должен был доказать, что может и далее выполнять функцию посредника и моста к восточноевропейским государствам.
Земля, на которой разместился выставочный комплекс, была выкуплена муниципалитетом у военного ведомства. Ранее на ней размещались оборонные сооружения Кёнигсберга."
Слово «площадь» прозвучит только в начале 1930-х. Именно тогда контур новой Ганзейской площади (Hansaplatz) замкнули в 1930-м Северный вокзал (современный Деловой центр) и в 1931-м — новое крыло Земельного и административного суда (корпус КГТУ). Она стала важнейшим перекрёстком и развязкой транспортных путей на севере города. Теперь это площадь Победы.
Деревянные павильоны Восточной ярмарки сгорели в огне Второй мировой войны. Прочитать о ней подробно и со множеством иллюстраций можно здесь
Следующей и первой крупной работой Ханса Хоппа в Кёнигсберге стал Торговый двор “Хандельсхоф”. Хопп выстроил Торговый двор в 1923 году, соединив традиции классического зодчества с явными приметами авангарда.
 "Объект достаточно сложной конструкции был выполнен из железобетона - нового по тем временам материала. Конечно, из него уже строили, но привычным он ещё не стал, а Хоппу удалось решить весьма сложную архитектурную задачу. Особенно если учесть, что это строительство (на месте бывших оборонительных сооружений) велось в годы дичайшей инфляции.
В память об этом жутком времени над входом в Торговый двор была укреплена доска с надписью: “Первые часы работы каменщика в этом здании стоили 17 марок 56 пфеннигов, а последние - более 10 миллиардов марок”. Архивные фотографии взяты отсюда

 Объём Торгового двора составил 66.000 кубических метров. Здание имело четыре крыла, пять этажей и полностью застеклённый двор, представлявший собой выставочную площадь Немецкой Восточной ярмарки (Deutsche Ostmesse)." Теперь там просто внутренний двор.

В здании пока ещё присутствовали и черты экспрессионизма. Вот таким был боковой вход.

"В ноябре 1923 года (а началось строительство в апреле 1923!) Торговый двор был торжественно введён в эксплуатацию. В 1927 году изменилось его функциональное назначение - в него вселился городской магистрат, прежде обитавший в Кнайпхофской ратуше. Здание получило название “Stadthaus” (“Городской дом”) на Ганзаринг, 3/7. Бургомистром Кёнигсберга был тогда Ганс Ломайер, который тесно сотрудничал с Хоппом.
Выгоревшая, чёрная от копоти коробка бывшего магистрата (без мансардной крыши, но с заложенными кирпичом окнами верхних этажей) пустовала после войны много лет.
Правда, в 1950 году первый этаж отремонтировали - вскоре здесь открылся большой универмаг.
В начале 1960-х здание - этаж за этажом восстановили. Теперь это были уже не руины, но мало что напоминало творение архитектора Хоппа. Первоначальный облик был утрачен полностью. Верхний этаж изуродованного строения (в центре города) власти приспособили под общежитие. Часть помещений заняли база экспедиционного флота, службы китобойного и тунцеловного флотов.
К центральному гастроному №5 на первом этаже присосединились столовая и ресторан “Чайка”.
Затем в уже обжитое здание переехали горисполком и горком КПСС. Тут же нашлись деньги на ремонт фасада - его отреставрировали, при этом все архитектурные формы, созданные Хоппом - были сохранены.
Но в начале семидесятых здание горисполкома, отделанное немецким клинкерным кирпичом, одели в “шубу” из штукатурки. А в 90-х, когда глава Калининграда Ю. Савенко задумал серьёзный ремонт мэрии, специалисты предлагали “шубу” снять и вернуть памятнику истории первозданный облик.
Реставрация потребовала бы не больше средств, чем сооружение “козырька” над парадным входом и аляповатых колонн-подпорок. Но Савенко предпочёл иное решение - и теперь мэрия наглухо “задраена” в штукатурку и пластик. Единственное, что напоминает о замысле Хоппа - стрельчатые окна, которые можно увидеть, если зайти во двор..." (отсюда)

Ресторан Восточной ярмарки построен в стиле французсого павильона (1921 - 1922 год). Архивные фотографии и информация о главном ресторане Восточной ярмарки здесь. «Ресторан Восточной ярмарки, бывший частью первой фазы строительства ярмарочных сооружений, являл собой не только центр территории ярмарки, он был также и без ярмарочных событий важным место встречи светского общества города — поэтому его главный вход был обращён к городу, а не к ярмарке.
Здание, в плане имевшее 12 сторон, внешне кажется почти круглым сооружением. Этот эффект ещё больше усиливается из-за плоской шатровой крыши, рёбра которой снизу почти не различимы. Когда здание ещё было рестораном, собственно, ресторан располагался только под куполом и в одном из внешних полукругов (с выходом на открытую территорию ярмарки), в то время как другая половина (обращённая к городу) использовалась под вход с вспомогательными помещениями и кухни. Названный последним полукруг имел 2 этажа, на верхнем этаже располагались (и расположены до сих пор) административные помещения. Опоры во внешних стенах и несущие балки купола выполнены из железобетона, заполнение между опорами состоит из кирпично-стеновой конструкции." Покажу очень распространенную фотографию испытания прочности купола (взята отсюда).

«В настоящее время спортзал спортивного общества “Динамо”. Где-то с 1950 г. здание было перестроено под спортивный зал. При этом внутри прежняя двухэтажная часть, простиравшаяся прежде только по городской стороне, была расширена на всю окружность здания по внешней стене. Таким образом, внизу возник зал почти что круглой формы, у которого нет никаких окон, выходящих наружу. Освещение идёт только через верхний световой фонарь. По первому этажу теперь идёт круговой внутренний коридор, с обращёнными наружу окнами низких административных помещений.»
Главный вход прежде был с этой стороны.

Это нынешний главный вход.

В этом году отмечалось столетие школы Баухаус. По этому поводу была выпущена юбилейная монета, которую нам и показала Татьяна Удовенко.
 
А сейчас я наткнулась на преотличную статью Баухаус от А до Я - "о том, что вам нужно знать о самом значимом архитектурном направлении XX века, чтобы легко поддержать светскую беседу, рассказывает Софья Карпенко". И еще в проекте Arzamas
Если рассматривать пять основных принципов школы Баухаус, то оказывается, что наш "Акрополь" имеет все признаки принадлежности к этому архитектурному направлению.
Комментарий kleine_furer : "Акрополь, если точнее, имеет признаки принадлежности к модернизму, основы которого в том числе заложили в Баухаусе, но не сам Баухаус."
"С 2003 г. компания «Мюллер и К» приступила к реализации нового проекта: Многофункционального торгового комплекса с многоэтажной автопарковкой в центре г. Калининграда. Комплекс расположился на пересечении улиц профессора Баранова и Горького, напротив восстановленного Дома техники.
Проект комплекса был разработан в литовской компании UAB “DVIEJU GRUPE”. Архитектура «Акрополя» выполнена в стиле «модерн» с учетом традиций восточно-прусской архитектуры XIX - начала XX веков, так что современное здание гармонично в писалось в ансамбль сооружений начала ХХ века. Объект стоимостью 25 млн. евро был построен менее чем за 2 года и торжественно открыт 21 августа 2006 г." (отсюда)

На этой прогулке обязательно кто-то радуется тому, что впервые увидел ангела:)
Автор - Ва́йдотас Рамошка (лит. Vaidotas Ramoška) — литовский скульптор, известный главным образом статуями ангелочков, с 2004 года устанавливающиеся в скверах, на площадях и других местах Вильнюса и ставшие своеобразным символом города. Начиная с 2007 года несколько таких скульптур подарено столицам государств Европы и другим городам: Йоэнсуу (Финляндия), Варшаве, Калининграду, Стокгольму, Дублину, Таллину, Любляне, Риге, Милану, Лиссабону, Люксембургу. В Санкт-Петербурге скульптура ангела установлена в октябре 2007 года на фронтоне особняка А. С. Тургеневой, в котором располагается Генеральное консульство Литовской Республики.
"Когда я приехал в Калининград первый раз, много гулял, смотрел город, - рассказывает создатель ангела, молодой скульптор из Литвы Вайдотас Рамошка. - Вечером возвращался с прогулки в гостиницу и увидел маленького мальчика с мамой. Его лицо мне очень понравилось. Я, не спросив маму, сфотографировал этого мальчика и с него срисовал ангела. Так что у скульптуры есть прототип, но кто это - точно не знаю.
- Мальчик с крыльями - посол хорошей вести, который приглашает всех калининградцев в Вильнюс, - поясняет Вайдас. - Ангел будет хранить город и всех его добрых жителей.
Скульптор уверил нас, что ангелу не страшны калининградские ветра и дожди. Он сделан из специального материала: смеси пенопласта, бумаги, эпоксидного грунта, шпаклевки и автокраски.
"Я уже сбился со счета, сколько сделал ангелов — только в Вильнюсе их может быть 200."

"В 1921 году Hanns Hopp спроектировал Haus der Technik (Дом техники) - самый крупный выставочный зал Deutsche Ostmesse (Восточно-прусская ярмарка), расположившийся по адресу Wallstraße, 30 (ныне - ул. Профеcсора Баранова, 30).
С 1920 года в Кёнигсберге стала проводилась Восточная ярмарка. Первый раз она проводилась на территории кёнигсбергского зоопарка. Благодаря успеху ярмарки было решено проводить её ежегодно. Для нужд ярмарки было решено построить комплекс выставочных зданий и павильонов. Одним из них стал Дом техники, построенный к 1924 годупо проекту архитектора  Hanns Hopp.
Haus der Technik возник на месте бывших фортификационных сооружений внутреннего оборонительного кольца Кёнигсберга.
Здание построено из красного кирпича и не оштукатурено. Общая площадь здания достигала 6.000 квадратных метров. Длина здания - 121 метр, ширина - 46 метров.
Построенное здание представляло собой просторный выставочный зал, перекрывавшийся стальными фермами. Со стороны фасадов фермы были скрыты стенами, изнутри - плоскими перекрытиями.
Верхнее освещение центрального зала (который достигал 121 м в длину и 46 м в ширину) осуществлялось благодаря многочисленным окнам, высоким и узким, в торцевых фасадах. Сами фасады, из тёмно-бордового кирпича, “оживлялись” светлыми бетонными перемычками окон.
По углам здания расположены четыре пристройки,  высотой в 3/4 от высоты зала. В пристройках располагались бюро, учебный кинотеатр, ресторан.
У входа в юго-восточную пристройку скульптура «Рабочий» работы Hermann Brachert.
Для доставки на выставку тяжёлой техники, которая там выставлялась, к Дому техники был проложен железнодорожный путь, а для перемещения техники в пределах зала использовался расположенный под потолком электрический подъёмный кран. К каждому выставочному стенду - подведены газ, электричество, вода и телефон.
Надпись на противоположном от входа крыле гласила: MENSCH BLEIBE HERR UEBER DIE MASCHINE (“Человек, будь хозяином над машиной”).
До войны зал “Дома техники “ был самым большим в Кёнигсберге и благодаря своим размерам использовался не только для выставок техники, но и для массовых торжеств.
Во время Второй мировой войны у здания рухнула крыша. От здания остались только его внешние стены, которые долго использовались в качестве открытого рынка - в части помещений вдоль внутренней стороны стен были устроены магазины. Они окружали просторный открытый «двор» (в прошлом — основной зал Дома техники), где разместились торговые павильоны Центрального рынка.
В 2004 году власти города Калининграда выставили его на аукцион с требованием его восстановления в качестве торгового центра с охраняемой парковкой, кафе и широким спектром услуг. На месте Haus der Technik в 2006 году открылся торгово-развлекательный центр "Эпицентр". (из ЖЖ kleine_furer, Прусский конструктивизм)

Эволюция того домика, что на переднем плане, неизменно забавляет слушателей. То, что в первородстве было общественным туалетом, чем только не перебывало впоследствии. Последние реинкарнации - свадебный салон, а теперь кафе.

В те же годы построен жилой дом по ул. Юношеской (не Хоппом). Это уже "бедная архитектура", функционализм с остатками элементов модерна.

Из нового - горизонтально ориентированные окна (они появляются с 24 - 25 года), из прежнего - эркеры, оформление порталов.

Здание по ул. Гаражной (а прежде она называлась Бель-Альянс Штрассе) изменилось фатально и неузнаваемо. Это было Учреждение по поддержке предпринимательства.

Остались только ленточные окна.

Школа имени Фридриха Эберта построена в начале 1930 гг. в совершенно новом для Кёнигсберга стиле. Особый интерес представляет башенка с часами на крыше здания. Сегодня в здании расположена Кадетская школа-интернат «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус».

"Фридрих Эберт (1871-1925) в Кёнигсберге бывал. В 1920 году он открывал здесь первую Восточную ярмарку, а в 1925-м - Дом техники («Эпицентр»).
Известно, что он родился в Гейдельберге, в многодетной семье портного. Готовился стать шорником, мастером по изготовлению конской упряжи. Но занялся профсоюзным делом и в итоге возглавил Социал-демократическую партию, а за нею и всю Германию. После ноябрьской революции 1918 года именно ему вручили ключи от ведомства рейхсканцлера.
В стране бушевали экономический кризис и гиперинфляция, она несла тяжкий груз репараций и унижений после поражения в Первой мировой войне и рисковала впасть в анархию.
Эберт стремился к компромиссу и направлял революционные события в конституционное русло. Яркой политической личностью он не был. Но всё же благодаря его усилиям в Германии предотвратили социалистическую революцию, гражданскую войну и сохранили единство нации.
Фридрих Эберт умер в 1925 году. На его надгробии написано: «Благо народа – это цель моих стремлений».
На пожертвования, которые собрали во время его похорон, был основан фонд, который и сейчас даёт возможность детям из рабочих семей получить университетское образование." Прочитать о Фридрихе Эберте, о Желябове, о послевоенной истории школы можно здесь
На Советском проспекте, 13 - 17 находились отделение Райффайзенбанка и Провинциальное управление сельскохозяйственных товариществ. Интересны функции этого управления. После Первой мировой войны некоторые владельцы земель, по которым прокатилась война, оставляли их. Так вот в управлении искали новых хозяев для оставленных земель. И еще усиленно занимались мелиорацией - это было примерно то же, что строительство дорог в Америке во времена Великой депрессии. Было проложено 420 000 км керамических труб!
Здание построено в 1936 - 1937 году под руководством архитекторов Зигфрида Зассника и Гельмута Флатова.

Функционализм уже "не в тренде", наступает имперский стиль.

Здание украшали фигуры сеятелей, но они сгинули во всех перипетиях времени.

Если сравнивать ресторан Восточной ярмарки с спроектированным в то же время Хансом Хоппом входным зданием ярмарки, то можно обнаружить большое количество элементов из эпохи до 1914 г. Дом техники, законченный через три года, по своей кубической форме носит отпечаток “Нового строительства”. И только в законченной через 5 лет Ремесленной школе для девушек Хопп полностью перешёл к прагматичной форме, лишённой всяких декораций. На этом примере можно видеть, что в короткое время - длиной всего в 8 лет - изменился не только вкус времени, но тем же темпом сильно переменилась точка зрения отдельных архитекторов.
"...здание имело L-образную форму, пять этажей и очень гармонично располагалось между двумя улицами этого района. Оно не имело декоративных элементов на фасаде, состояло из двух боковых крыльев — прямых углов — и пятиэтажной башни в центре. В результате из школы получился современный для тех лет функциональный архитектурный шедевр. От холла главного входа на 5-й этаж центрального корпуса тянулась большая винтовая лестница с медными перилами. По ней можно было попасть в другие корпуса и помещения школы: классные комнаты, учительские, конференц-зал, актовый и гимнастический залы, квартиры для профессорско-преподавательского состава, административные и хозяйственные помещения, кухню, солнечную террасу и аудиторию с восходящими рядами кресел. Плоская крыша и фасад различной высоты подчёркивали кубические формы самого здания. Именно поэтому Ханс Хопп полностью отказался от декоративных украшений на лицевом фасаде и по всему его периметру. Он использовал в отделке фасада школы белую штукатурку с коричнево-красной терракотовой плиткой и сине-фиолетовым клинкерным камнем для цокольных этажей.

Окна здания представляли собой сквозные проёмы. А чтобы придать ему лёгкость, он отказался от традиционных деревянных рам и установил оконные стёкла на узкие металлические профили. Это необычное решение очень впечатлило горожан, и они сразу дали школе несколько прозвищ: по размеру железных окон — "Аквариум для девушек", а по форме профиля — "Клопс-академия". Это была аналогия с названием знаменитых кёнигсбергских клопсов, в приготовлении которых вполне преуспевали ученицы ремесленной школы."
Девушек учили, как управлять домашним хозяйством, готовили их к профессии учительницы (по сути, гувернантки). В школе учились 1200 девочек.
"В сквере, слева от главного входа в школу, была установлена скульптура, получившая название "Шагающая девушка" (Schreitendes Maedchen). Она была отлита из бронзы в полный человеческий рост известным кёнигсбергским скульптором Германом Брахертом (Hermann Brachert)  в 1929—30 годах. Но простояла она возле главного входа в ремесленную школу недолго. Уже в 1933 году по решению нацистских властей скульптуру демонтировали как образец "испорченного" искусства. Её дальнейшая судьба до сих пор не известна."



Фрагмент первоначальной отделки здания терракотовой плиткой.

Очень подробно об этом здании здесь
Сейчас здание занимает Дом офицеров Балтийского флота. Не парадная сторона выглядит, прямо скажем, сильно так себе.

Сохранилась часть забора из клинкерного кирпича.

В 1936 году Хансом Хоппом и его партнером по частному архитектурному бюро Георгом Лукасом по нынешней улице Кирова (Бетховен штрассе) был построен доходный дом на 14 квартир. Сейчас дом отремонтирован по программе капитального ремонта, но в его облике появились элементы, категорически несовместимые со стилем этих архитекторов, в частности, нарисованный фахверк.

Добавились надстроенные "скворечники".

В 1926 году на 63 млн. жителей Германии приходилось 39 тыс автомобилей. В этом доме сразу построены гаражи, т.е., он предназначался для состоятельных жителей.

Предположительно, это "родная" дверь

И совершенно точно - "родная" обрешетка балконов

Пост получается слишком длинным, придется сделать вторую часть.
Tags: городские прогулки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments