str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Рижский музей модерна. Начинаем с вешалки

В последний раз я была в Риге в начале 1992 года. Печальное воспоминание: обшарпанные дома, грязные стекла, талоны - всё, как и во всей стране, ставшей бывшим СССР. Зато теперь мы ходили по улицам, смотрели и не могли насмотреться, останавливались чуть ли не перед каждым домом. Нет, перед каждым - это, конечно, нереально, потому что в Риге около 800 домов в стиле модерн. Существует не так уж много музеев югендстиля или ар-нуво (латыш. Rīgas Jūgendstila centrs), а рижский был открыт сравнительно недавно, в 2009 году, поэтому туда мы хотели попасть непременно.
Если театр начинается с вешалки, то этот музей начинается с лестницы дивной красоты


Эта лестница считается одной из самых красивых в Европе и предполагается, что ее роспись выполнена художником Янисом Розенталем, который жил на верхнем этаже и в чью квартиру-музей мы еще поднимемся.

Сосновые шишки - тема этого дома, и во внешнем декоре, и в росписи.

Собственно музей начинается с подвала. Когда начиналась реконструкция, подвал был затоплен. Сейчас там совершенно обжитое пространство: гардероб, туалеты, небольшие выставки и чудесное фотоателье - и всё это с погружением в эпоху. Все предметы уникальны, они выкупались у коллекционеров, их находили в антикварных магазинах, на блошинах рынках.



В фотоателье

можно выбрать себе шляпу или накидку и сделать ретро-снимок, его вам тут же и напечатают. А можно шляпу надеть, подняться в музей и фотографироваться в интерьерах.

А можно фотографироваться вот так.

Не уверена, что шляпа не надета задом наперед. Что там говорил по этому поводу Ретт Батлер?

Картуз мужу оказался маловат,

а цилиндр великоват. Но где бы еще он примерил цилиндр?

Платья, конечно, примерить нельзя, но это не делает их менее привлекательными.









А в углу стоит "волшебное" зеркало, если перед ним остановиться, то в зазеркалье возникнет дама или привлекательный молодой человек и станут примерять, прихорашиваться и оглядывать себя перед другим, невидимым нам зеркалом.



Есть большая, красиво оформленная витрина с изображениями витражей.
  
А вот эти витражи мы уже видели там, где они и существуют, в старой церкви Св. Гертруды, их нельзя было не запомнить.

И еще красавец галльский петух

Есть небольшая, я так понимаю, временная выставка кукол начала XX века

Ну а когда выходишь из выставочного зала, то опять же волшебно возникает ниоткуда Константин Пекшенс и говорит вам "Спасибо!"

Именно в квартире где некогда проживал сам архитектор (Константин Пекшенс жил здесь до 1907 года) и был открыт музей.
"Константин Пекшенс (Konstantīns Pēkšēns) (1859 – 1928) – один из ведущих латышских архитекторов. Получил академическое образование в Рижском Политехникуме. В Риге по его проектам построено около 250 зданий. Основная стилистика работ Константина Пекшенса – эклектика и модерн (в Риге обычно его называют "югендстиль"), включая такие формы, как национальный романтизм и вертикализм. К.Пекшенс ввёл в практику строительство домов с угловыми башнями, чтобы по этим башням было легче ориентироваться в городе. Константин Пекшенс был владельцем собственного архитектурного бюро, в котором работали также и молодые латышские архитекторы, ставшие в дальнейшем известными – Е.Лаубе, А.Ванагс, Э.Поле и др." (Архитекторы Риги)
Alberta ielā 12
Здание в стиле национального романтизма, одного из проявлений модерна в Риге, было возведено в 1903 году. В проектировании дома принимал участие Эйжен Лаубе, на тот момент студент архитектурного отделения Рижского политехнического института, а в будущем также знаменитый архитектор. Здание одним из первых в Риге было оборудовано центральным отоплением, а в квартиры подавалась горячая вода.

Внешний вид здания замечателен ярким выразительным силуэтом. Резные орнаменты, украшающие стены, содержат стилизованные изображения местных растений и животных.

"Выразительные детали, эркеры, балконы, башня. На балконах декор в виде сосновых веток с шишками, там сидит белка. Портал декорирован гирляндами из винограда и из сосновых веток. Используется шершавая серая штукатурка и гладкая жёлтая." Вот белок-то я разглядела уже потом, на чужих фотографиях.

Из длинного списка зданий, построенных Константином Пекшенсом, у нас чисто случайно оказались сфотографированными два (кроме ул. Альберта, 12). Надо было лучше готовиться. Описания зданий взяты из того же источника.
"Ул. Кр.Барона 11 (1901), угол ул. Дзирнаву – Rīgā, Krišjāņa Barona ielā 11
Необарокко. Колонны, балюстрады, балкончики. На углу здания башня-колокол с флюгером.



Под ней (башней) скульптурная группа: слева женщина сидит на льве, справа мужчина и голова фараона."

Ул. Гертрудес 46 (1908), угол ул. Чака – Rīga, Ģertrūdes ielā 46
Разновидность югендстиля – национальный романтизм. Латышские этнографические мотивы. Башня в форме шишки.

А собственно о музее будет другой пост.
Tags: Латвия, Рига, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments