str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Рижский музей модерна

Начало здесь
В Рижском музее знают о нашем, калининградском музее Altes Haus, но сравнивать их бессмысленно, каждый интересен по-своему. Сотрудница музея, с которой мы хорошо разговорились, в итоге решила, что надо к нам непременно съездить. Ну а нам в свою очередь было интересно узнать, как всё устроено в квартире архитектора Константина Пекшенса.
"Перед открытием музея квартира тщательно исследована, в ней обнаружена и отреставрирована первоначальная отделка. Интерьер 1903 года в течение трех лет полностью восстановлен. Поход в этот музей похож на путешествие во времени." (Отсюда)
Музей был открыт 23 апреля 2009 года. Из Википедии: "В 2008-2009 годах реставратором Гунитой Чакаре была воссоздана аутентичная декоративная отделка помещений. Собрание содержит предметы обстановки квартир, характерной для обитателей Риги начала XX века. Автор проекта интерьера — архитектор Лиесма Маркова."
Сначала нас приглашают в гостиную.


Далее почти весь текст взят с сайта музея. Гугл-перевод, получается немного коряво.
"Гостиная является центральным презентационным залом квартиры, где хозяева приветствуют гостей, пьют, разговаривают об опере, политике, обсуждают последние парижские моды, а также рижские новости. В гостиной вы можете слушать музыку, петь, а иногда даже танцевать.
Комната была восстановлена в своем подлинном интерьере 1903 года. Интересный акцент пространства - ниша. Он отделен от гостиной деревянным декором в характерных формах в стиле модерн."
Скоро Рождество, поэтому ёлка, и это хорошо, создает ощущение обитаемой квартиры. Но ёлка же закрывает красиво оформленный вход в ту самую нишу, эркер, "чайный  балкон".









"Оригинальные полы, плитка, двери, окна и радиаторы системы отопления были сохранены. Стены вернули свой прежний голубой цвет. В отделке гостиной использованы цветочные элементы, вдохновленные природой Латвии. Вверху стен расположена орнаментальная полоса с ромашковыми мотивами."

Люстры, лампы эпохи модерн - это отдельная прекрасная тема.

"Каминный зал находится в представительской части квартиры. Это место, где хозяева и гости собираются у камина. Выпить бокал вина - вопрос разговора. Комната была восстановлена ​​в своем подлинном интерьере 1903 года.

Камин из зеленых глазурованных изразцов, украшенных мотивами листьев каштана и цветов. Нач. XX века. Рига. Фабрика Zelm und Behm

Стены когда-то были зелеными. Интерьер комнаты украшен цветочными мотивами, вдохновленными разнообразием деревьев в Риге.
Потолок украшен лепным декором с ромбовидной розеткой в ​​центре композиции, с декоративной ленточной полосой по периметру, а также декоративной росписью с мотивами листьев каштана. Оригинальный паркет, а также двери, окна и радиаторы системы отопления были сохранены.



Барометр, граммофон начала XX века



Мебель нач. XX века. Западная Европа

За окном один из великолепных домов архитектора Михаила Эйзенштейна, но о нем подробнее позже, когда будем в музее-квартире Яниса Розенталя.

Столовая является самым роскошным пространством в квартире, где проходили праздничные обеды с друзьями и семейные трапезы. В нем (пространстве) преобладали добродетели, привычки, определенный архаичный характер, который обычно проявляется в самых последних отпрысках семей со строгой дисциплиной и где существует каноническое меню.
Это также видно по планировке комнаты: в центре - стол с орнаментом в стиле модерн,

зеркало на стене, чьи декоративные элементы повторяют оригинальные витражные окна столовой и витражные двери начала 20-го века.

Это единственное место в квартире с витражным окном

Резьба по дереву и витражная мебель, которая является делом местных мастеров, идут в ногу с лучшими европейскими образцами того времени. Буфет с витражами (нач. XX века) принадлежал кардиналу Юлиану Вайводу.
"Танцовщица". Литография нач. XX века.
   
Стены комнаты частично покрыты деревянными панелями, а мотивы потолочных орнаментов перекликаются с теми, что видны на фасаде здания. На стенах натюрморты.

Только в столовой потолок украшает живопись. Люстра нач. XX века. Рига.



Вот, оказывается, какое правильное навершие ёлки, а вовсе не звезда:)

Выставочный зал. Первоначально это помещение было либо хозяйской спальней, либо мастерской архитектора К. Пекшенса. Сейчас здесь экспонируются разные штучки периода югендстиля, которые очень интересно разглядывать. И еще там хорошо пахнет, корицей. Я думала, что от рождественских пряностей, а оказалось - ароматические свечи:)
Шкаф-витрина нач. XX века. Рига.

В помещении восстановлена первоначальная окраска - голубой с более темной цокольной частью, с геометрическим орнаментом в изгибах потолка. Сохранились аутентичные двери и оконные рамы, восстановлена их первоначальная покраска.
Диван с зеркалом и витриной нач. XX века. Западная Европа.

Зеркало в кованой раме нач. XX века. Рига

"Штучки" под номером 4 чтобы снимать нагар со свечей, а на открытке Национальная опера.

Номер 44 мы и близко не угадали. Оказывается, носили в кармане юбки и такими "щипчиками" придерживали подол длинного платья, когда шли по лестнице.

Это совсем даже не декоративная муха, а пепельница.

Здесь всякие непостижимые предметы для дам. Даже миниатюрная воронка, чтобы налить любимые духи в крохотный флакон и положить его в крохотную сумочку.

Эта серебряная сумочка сильно похожа на футляр для телефона.

А вот такие елочные игрушки у нас дома были.

Спальня была в приватной части квартиры. Здесь владельцы квартиры наслаждались тишиной ночи после напряженного дня. Комната была восстановлена в своем подлинном интерьере 1903 года. Стены восстановили свою красновато-коричневую гамму. Окраска стен делится на две части - темнее и светлее. Горизонтальные линии, окрашенные в более светлые тона, со стилизованными розовыми венками, ритмично расположенными в трафаретной технике. Каждый венок увенчан драпировкой. Мотив розы - один из самых популярных декораций в стиле модерн, используемых в интерьерах квартир в Риге. О розах и венках из роз поётся в латышских народных песнях, и они часто используются в работах и интерьерах латвийских художников. Сохранились оригинальные двери, окна и радиаторы системы отопления.
Занавеси. Ок. 1915 года, Рига. Ручная работа. Мастер Кактиня.







Умывальный столик с посудой. Нач. XX века

Переходим в самую живую часть квартиры:)

 На кухне жизнь никогда не прекращалась, разве что ночью. Домохозяйка и служанка посвящали свою повседневную жизнь благополучию жильцов квартиры. В начале 20 века были введены кухонные новинки: холодильник, современная плита и чугунная раковина с краном. На ярких медных крючках над плитой хозяйка гордо ставила кастрюли и сковородки. Стены покрыты декоративной краской - имитация плитки. Аутентичные кафельные стены - каменная кладка из белой и синей плитки.
Сохранились оригинальная кухонная полка, двери и пол из сосны. Над плиткой есть фрагмент раскраски - орнамент, сюжетная линия - девушки, которые пасут уток (первая половина 20-го века).
Печь (начало 20-го века, работа рижского мастера) была перенесена из квартиры соседнего дома.
Печь совершенно действующая и довольно сложная функционально, но в музее с ней научились справляться и угощают свежеиспеченным печеньем. А иногда - селедочкой из припасов. Говорят, такая закуска пользуется особым успехом у скандинавских туристов.
На плите чугунная вафельница с рецептом, отлитым на крышке. Совершенно точно, что не затеряется.





На примусе написано на нескольких языках, в том числе и на русском: Единственные фабриканты настоящих аппаратов "ПРИМУСЪ" Акционерное общество Б.А. Хiорт и К. Стокгольм"

Это холодильник с емкостью для льда. И еще приспособление для резки хлеба.



Комната горничной обычно была маленькой, плохо освещенной и находилась рядом с кухней. В комнате есть самое необходимое: кровать, шкаф для одежды, швейная машинка. Горничная обычно была и сторожем, поскольку кухня располагалась на так называемой черной лестнице, а еще занималась уборкой и ремонтировала одежду.
Интерьер комнаты был восстановлен. Все просто и сдержанно - стены имеют коричневатый оттенок, небольшая полоска трафаретов с геометрическим рисунком, небольшая розетка на потолке. Был восстановлен небольшой фрагмент декоративного орнамента более позднего периода.



Батарея тоже чудо как хороша, я даже вообразила, что она бронзовая:)

Рядом с комнатой прислуги кладовка с припасами и посудой, которая редко используется.

С 20-го века ванная комната стала неотъемлемой частью современной квартиры. Люди начали заботиться о гигиене, а эмалированная чугунная ванна была символом свежести и чистоты тела. Ванная комната имеет аутентичный вид. На стенах была восстановлена декоративная покраска, имитирующая плитку. Пол выложен метлахской плиткой, изготовленной на фабрике Villeroy & Boch Metlak. Восстановлена ванна с могучими львиными лапами, она изначально была в этой квартире.

 В Западной Европе туалет со сливом появляется в конце 19 века. В начале 20-го века магазин Jakss un Co в Риге уже предлагал ванную комнату с унитазом и биде. Хорошо оборудованный туалет с проточной водой становится неотъемлемой частью современного жилья. Восстановлена первоначальная окраска и  сосновый деревянный пол. Унитаз английского производства находился в этом доме, но в другой квартире. При том присутствует трогательный ночной горшок, он тоже начала XX века.
DSCF9124.jpg
Это всё. Мы заглянули даже в достаточно приватное пространство. Некоторые вещи уже ушли из обихода, некоторые трансформировались, но оказывается, что простые, бытовые вещи - это именно то, что позволяет восстановить разорванную связь времен.
P.S. Забыла написать, что в музее информационные листы о комнатах и экспонатах представлены на разных языках, в том числе на русском. В Риге с этим вообще нет проблем, практически везде есть переводы на русский. Ну или найдется русскоговорящий человек, который охотно поможет.
Tags: Латвия, Рига, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments