str_ter (str_ter) wrote,
str_ter
str_ter

Categories:

Рига. Музей-квартира художника Яниса Розенталя

Если вы когда-нибудь видели картину "Смерть", то имя художника, возможно, и не вспомните, но картину не забудете никогда. Музей более, чем скромный, но туда надо подняться после осмотра музея Рижского модерна, чтобы, во-первых, вдоволь налюбоваться замечательной винтовой лестницей, предположительно, расписанной художником, во-вторых, "глаза в глаза" увидеть скульптуры на доме, построенном Михаилом Эйзенштейном. Билеты стоят всего 2 евро, причем, кажется, еще и есть льготы, но это я не очень помню.

Напомню: ул. Альберта, 12, дом, построенный архитекторами Константином Пекшенсом и Эженом Лаубе.

Квартира со студией находится на верхнем этаже, у основания башни



А теперь лестница. Уменьшить количество фотографий я была не в силах.









Поднялись в квартиру и теперь из каждого окна смотрим на дом напротив, построенный Михаилом Осиповичем Эйзенштейном (1867 – 1920) – выдающимся рижским архитектором, отцом кинорежиссера С.М.Эйзенштейна, одним из корифеев рижского модерна. По образованию гражданский инженер-строитель, работал директором департамента путей сообщения Лифляндского губернского управления.

"Янис Розенталс (латыш. Janis Rozentāls; 1866 —1916) — один из первых профессиональных латышских художников, был в числе создателей латышской национальной школы живописи.
Учился в Рижской школе Немецкого общества ремесленников. Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, с дипломной работой «Из церкви» (под руководством В. Е. Маковского, 1896).
Поворот в жизни художника произошёл в ноябре 1902 года, когда в Риге он познакомился с финской певицей Элли Форсселл (фин. Elli Forssell; 1871—1943), которая стала его музой и женой. 5 марта 1903 года они поженились в Хельсинки, жили в Риге, на нескольких квартирах, в том числе в квартире-студии на улице Альберта. Первая мировая война прервала их жизнь в Риге и в 1915 году они переехали в Финляндию." (из Википедии)








Как нам объяснили, дизайнеры не хотят сочинять условных интерьеров и восстанавливают то немногое, что удалось сохранить.

Оставлены и многочисленные напластования обоев, как материализованная память о тех поколениях, которые жили в этой квартире.



И всё время смотрим в окна. "Угловой дом с башней (ул. Альберта 13 -  ул. Стрелниеку) построен в 1904 году. На башне круглое окно и женские фигуры. Фасады, выходящие на обе стороны, украшены фронтонами, на которых изображен бог солнца Аполлон с лучами вокруг головы.

На фасаде со стороны улицы Альберта два узких эркера – это две большие женские головы, на них конусы с изображением богини Артемиды (слева) и Пана (справа), которые завершаются башенками."





Дому по ул. Альберта 11 (1908), построенному по проекту архитектора Эйжена Лаубе пока повезло меньше, чем соседнему. "Национальный романтизм. Посередине два узких 3-этажных эркера, сверху они покрыты металлическими «шлемами», как два богатыря. Нижняя часть здания отделана известковым туфом. Различная форма окон, в том числе характерное для национального романтизма сужение окон кверху.



По краям еще два эркера, на них стилизованный рисунок солнца, декор выполнен из медных пластинок и натурального тюрингского шифера (сланца).



"Эйжен Лаубе (Eižens Laube) (1880 – 1967) – выдающийся латышский архитектор, один из самых ярких представителей национального романтизма.
Закончил архитектурное отделение Рижского Политехнического института. Сначала работал в архитектурном бюро Константина Пекшенса, затем открыл собственное архитектурно-проектное бюро, а также занимался преподаванием. С целью повышения квалификации много ездил по странам Европы. Опубликовал несколько десятков научных работ по архитектуре, был деканом архитектурного факультета Латвийского Университета. Был удостоен государственных наград Латвийской Республики и других стран. В 1944 г. эмигрировал в Германию, затем в США.
В Риге по проектам Эйжена Лаубе построено более 80 жилых домов, а также много общественных зданий. Э.Лаубе пропагандировал и активно развивал стиль национального романтизма — это одно из направлений модерна, или югендстиля. Применял различные отделочные материалы — дерево, натуральный шифер, тёсаный камень, кованый металл. Использовал при декорировании фасада цветочные и геометрические мотивы, этнографические орнаменты." (Информация об архитекторах и домах)
Дальше можно подняться в студию художника.



Здесь интересно. Попадаешь в некое сакральное пространство, чувствуешь себя допущенным и приобщенным.





««Принцесса и обезьяна» (латыш. Princese ar pērtiķi, встречаются переводы: «Принцесса и обезьянка», «Принцесса с обезьянкой») — одна из наиболее известных картин латышского художника Яниса Розенталса. Существует в нескольких близких друг другу вариантах.
Картина «Принцесса и обезьяна» появилась после «римского» карнавала, который был устроен немецким обществом Kunstecke. Художник увидел там свою будущую модель — молодую девушку — гимнастку Гото фон Зек (латыш. Goto Betge). Она изображена на картине в одеянии римлянки (роль его играла обернутая вокруг тела молодой женщины восточная шаль, а шея была украшена несколькими нитями бус) и рыжем парике, — так, как она появилась на карнавале. Она танцевала, вызвав аплодисменты, и выступила на бис.
В своих заметках Гото записала, что посетила мастерскую Розенталса через несколько дней по приглашению художника. Она побывала на его квартире на улице Альберта дом 12, а затем — в мастерской. Розенталс всегда был предельно корректен в общении с юной моделью и смутил её своей деликатностью, поцеловав ей руку выше локтя.
Как вспоминал сын художника Микелис, которому в то время было пять лет, обезьянку приводил позировать цыган, получая за каждый сеанс по рублю.
Картина «Принцесса и обезьяна» была впервые показана публично в марте 1913 года на III Выставке Балтийского союза художников в Рижском городском музее. Летом того же года она была показана на XI Международной выставке в Мюнхене.
В мастерской Розенталса можно увидеть серёжку, которую натурщица надевала, позируя мастеру.» (из Википедии)
Вот о сережке-то я не знала, не видели, надо было раньше прочитать.

Тоже из Википедии: "В честь картины в 2016 году была выпущена юбилейная монета, посвящённая 150-летию художника. С одной стороны монеты отпечатано само полотно «Принцесса и обезьянка» в цвете, с другой стороны — холст, натянутый на раму, подпись художника, сертификат картины, печать. Цена, по которой Банк Латвии выпустил монету ограниченным тиражом в продажу, — 5 евро." Наверняка тоже есть в музее, и тоже не увидели.
UPD И сережку обнаружили, на фото.












Tags: Латвия, Рига, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments