Рига. Национальная опера и вокруг

Так получилось, что в этот приезд мы хотя бы по одному разу в день проходили мимо здания оперного театра, поэтому с него и начну прогулки по Риге.
Я нашла такой хороший аудиогид, да еще и с текстовой расшифровкой, что мы отбивались от всех экскурсоводов, которые настойчиво предлагали свои услуги. Нам было вполне достаточно этой информации, цитировать буду из него в постах о Риге, которые напишу когда-нибудь, и давать ссылки на него же.
Величественное здание Рижской оперы, или, как правильно, «Латвийской национальной оперы» находится на пересечении бульвара Аспазии с улицей Бривибас.

Collapse )

Рига. Музей-квартира художника Яниса Розенталя

Если вы когда-нибудь видели картину "Смерть", то имя художника, возможно, и не вспомните, но картину не забудете никогда. Музей более, чем скромный, но туда надо подняться после осмотра музея Рижского модерна, чтобы, во-первых, вдоволь налюбоваться замечательной винтовой лестницей, предположительно, расписанной художником, во-вторых, "глаза в глаза" увидеть скульптуры на доме, построенном Михаилом Эйзенштейном. Билеты стоят всего 2 евро, причем, кажется, еще и есть льготы, но это я не очень помню.
Collapse )

Collapse )

Рижский музей модерна

Начало здесь
В Рижском музее знают о нашем, калининградском музее Altes Haus, но сравнивать их бессмысленно, каждый интересен по-своему. Сотрудница музея, с которой мы хорошо разговорились, в итоге решила, что надо к нам непременно съездить. Ну а нам в свою очередь было интересно узнать, как всё устроено в квартире архитектора Константина Пекшенса.
"Перед открытием музея квартира тщательно исследована, в ней обнаружена и отреставрирована первоначальная отделка. Интерьер 1903 года в течение трех лет полностью восстановлен. Поход в этот музей похож на путешествие во времени." (Отсюда)
Музей был открыт 23 апреля 2009 года. Из Википедии: "В 2008-2009 годах реставратором Гунитой Чакаре была воссоздана аутентичная декоративная отделка помещений. Собрание содержит предметы обстановки квартир, характерной для обитателей Риги начала XX века. Автор проекта интерьера — архитектор Лиесма Маркова."
Сначала нас приглашают в гостиную.

Collapse )

Рижский музей модерна. Начинаем с вешалки

В последний раз я была в Риге в начале 1992 года. Печальное воспоминание: обшарпанные дома, грязные стекла, талоны - всё, как и во всей стране, ставшей бывшим СССР. Зато теперь мы ходили по улицам, смотрели и не могли насмотреться, останавливались чуть ли не перед каждым домом. Нет, перед каждым - это, конечно, нереально, потому что в Риге около 800 домов в стиле модерн. Существует не так уж много музеев югендстиля или ар-нуво (латыш. Rīgas Jūgendstila centrs), а рижский был открыт сравнительно недавно, в 2009 году, поэтому туда мы хотели попасть непременно.
Если театр начинается с вешалки, то этот музей начинается с лестницы дивной красоты

Collapse )

Варшава. Район Praga

Для нас Варшава - прежде всего Прага, и уже много лет. В этом году я вдруг поняла, что района-то мы и не знаем, просто видели улицы из окна трамвая или автомобиля. Серые дома, в меру или не в меру обшарпанные нас не смущали, потому как не отличались от тех, что стоят на улицах российских городов. Постепенно всё начало меняться, Грохов стал блестящим и многоэтажным, парки прибранными, стало понятно, что скоро от привычного облика мало что останется. В Прагу потянулись экскурсанты в поисках атмосферы довоенной Варшавы. Есть бесплатные экскурсии на английском и испанском языках, а вот русскоговорящего гида пришлось поискать. (Замечу, что экскурсии в Варшаве заметно дороже, чем, допустим, в Кракове). Наша экскурсия была автообильно-пешеходной, скорее поверхностно-обзорной на большой территории, поэтому получилась без привычных фотографических подробностей. Я нашла путеводитель по Праге, без фотографий, и бОльшей частью буду иллюстрировать текст из него.
Путеводитель
Collapse )
В Праге сохранились дома и даже целые улицы, которые не ремонтировались с довоенных времен. Например, Брестская улица, где на обшарпанной стене разместилось знаменитое жизнерадостное граффити. Я прочитала здесь: "По инициативе одного итальянца из Неаполя (имя не помню) была открыта художественная школа, где бесплатно обучались дети из неблагополучных семей. Их мечты и фантазии, запечатленные на бумаге, были перенесены на стены домов." Но есть и другие варианты, называют художницу из Гданьска.

Collapse )

"Всё дело в Хоппе". Часть 1

В Википедии написано: "Густав Карл Ханс Хопп (нем. Gustav Karl Hanns Hopp) принадлежал к числу людей, определивших развитие архитектуры двадцатого века." Он работал в Кёнигсберге с 1921 по 1944 год, и в Калининграде сохранилось довольно много зданий, построенных по его проектам.
Так интересно перемещаться от дома к дому и следить за изменениями в стиле (а они диктовались экономической ситуацией в Восточной Пруссии), что мы второй раз пошли на экскурсию с любимым Народным экскурсоводом, которую ведут Татьяна Удовенко и Игорь Ляшук.
С этой площади начиналась работа Ханса Хоппа в Кёнигсберге, со входного павильона Восточной немецкой ярмарки (Deutsche Ostmesse).

Collapse )

Вилянув. Интерьеры

Вилянув. Дворец и парк
В русском интернете я толковой информации об интерьере не нашла, все переписывают друг у друга один и тот же текст, первоисточник его здесь. Когда соберусь сделать пост с прошлогодними фотографиями, покопаюсь в польском интернете, а пока просто картинки из залов дворца.
В музее можно взять аудиогид, есть на русском языке, но пока переведена инфорация далеко не обо всех объектах. То есть, на польском языке расскажут, а на русском пока нет. Чтобы взять аудиогид, нужно оплатить его в автомате, расположенном там же, где гардероб. Там работают невероятно доброжелательные и терпеливые женщины, потому что почти все норовят куда-то не туда пойти, они всех отлавливают и направляют на верный путь.
"Вилянувский дворец занесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наилучших примеров барокко в Европе. Очевидный плюс музея - обилие мелких предметов, придающих интерьерам уют и дух эпохи Собеского.
Микеланджело Паллони украшал потолки и стены. Со всей Польши приезжали ремесленники и привозили свои изделия, а специальные агенты по всему миру искали произведения искусства, которые до сих пор украшают имение. Множество ценных подарков преподнесли послы и дипломаты. Дворец стал настоящей гордостью короля."

Collapse )

Вилянув. Дворец и парк

В прошлом году мы очень пристально осматривали дворец, давно надо собраться и подробно рассказать о нем, показать декоративные элементы, расшифровать аллегории. А в этом году была просто приятная прогулка в красивом месте, поэтому из информации о дворце только его романтическая история под заголовком "Дворец Вилянув — королевский подарок в знак любви." (взята отсюда).
Collapse )
"Каждый новый хозяин переделывал дизайн и сады дворца на свой вкус. По инициативе Изабеллы Любомирской на территории ансамбля были возведены два боковых крыла, кухонный и ванный корпус.
В 18 веке он и перешел в руки Станислава Потоцкого. Граф открыл резиденцию короля для свободного посещения, восстановил роскошное убранство дворца, посвятил памяти Яна III Собеского некоторые комнаты. Лучшее, что сохранилось с этого периода - это неоготические ворота, расположенные на оси резиденции Вилянув."

Collapse )